ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Понятие целеполагания педагогической деятельности
1.2. Структура, типы и основные функции педагогического целеполагания
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования. Основные требования к целеполаганию
2.2. Цели образования и воспитания в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема целеполагания относится к наиболее сложным и важным проблемам в педагогике. Целеполагание является неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога, его аналитических, прогностических, проектировочных способностей и умений.
В отечественной и российской науке существует ряд исследований, посвященных сущностным характеристикам педагогического целеполагания, оптимизации целеполагания в обучении конкретным предметам на той или иной ступени образования, специфике педагогического целеполагания как объекта управления теории, педагогическому целеполаганию в деятельности руководителя (О.Е. Лебедев, В.Г. Гладких, Л.В. Байбородова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Ю.А. Егорова и др.) и др. В то же время существует разнообразие подходов к пониманию сути феномена, его структуры, этапов, выполняемых функций, что определяет актуальность данной темы и дальнейших исследований в этом направлении.
ГЛАВА 1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1.1. Понятие целеполагания педагогической деятельности
Цель – это системообразующий, определяющий элемент любой деятельности, одна из составляющих триады «цель – средство – результат». Само понятие «цель» понимается как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие [11]. Иными словами, цель выступает:
‒ эталоном предвосхищаемого образа (указывая генеральное направление субъекта и объекта деятельности);
‒ побудителем к действию (поскольку она связана с мотивами, потребностями, интересами деятельности);
‒ нормой для выбора средств действия (так как поиск средств может стать целью промежуточного этапа деятельности).
Проблема целеполагания относится к наиболее сложным и важным проблемам в педагогике. Под «целеполаганием» в педагогике понимают сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности, т.е. предвосхищение в сознании педагога ее результатов, что невозможно без опоры на знание об объекте деятельности и методику применения средств.
ГЛАВА 2. ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1. Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования. Основные требования к целеполаганию
Образование как целостный педагогический процесс имеет целенаправленный характер. В педагогической деятельности цель определяет принципы, содержание, методы и формы обучения и воспитания, средства и результаты педагогического взаимодействия.
Цель образования в социально-педагогическом смысле носит конкретно-исторический характер и меняется со сменой исторической ситуации, что можно проследить на примере целей воспитания. Так, при первобытнообщинном строе, когда не было классового деления, воспитание было призвано обеспечит существование людей, его целью было вооружить человека опытом выживания, т.е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни. Идеал афинского воспитания в Древней Греции складывался из понимания гармонии телесных и духовных сил. Целью спартанского воспитания было формирования физически крепкого, храброго и дисциплинированного воина. В период Нового времени Дж. Локк видел цель в воспитании джентльмена, А. Дистервег – в подготовке молодежи к счастливой жизни, Н.И. Пирогов – в воспитании гражданина Отечества, К.Д. Ушинский – в воспитании труженика и патриота. В эпоху феодализма, крепостного права в старой русской школе одной из целей воспитания было формирование религиозности, послушания, беспрекословного исполнения установленных правил поведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов:
1. Проблема целеполагания в педагогической деятельности является актуальной и исследуется в нескольких аспектах: в системе общего образования, дидактике, воспитании. Под «целеполаганием» в педагогике понимают сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
2. Структура педагогического целеполагания включает компоненты: целеобразующий (выдвижение и обоснование цели педагогического процесса, принятие мысленного образа будущей деятельности); проектировочный (превращение стратегической цели в систему подцелей и задач в ходе целедостижения); организационный (выбор способов решения и педагогического воздействия на субъектов целеполагания); диагностический (анализ причинно-следственных связей между целью, задачами, методами, условиями, результатами деятельности на этапе целереализации).
1. Егорова, Ю.А. Педагогическое целеполагание: сущностные характеристики / Ю.А. Егорова // Теория и практика общественного развития. – 2013. – №7. – С. 80 – 84.
2. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 30.12.2006 №8/15613) // Зборнiк нарматыўных дакументаў Рэспублiкi Беларусь. – 2007. – № 2. – С. 9 – 40.
3. Основы педагогики : учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская, О.Л. Жук, Е.А. Коновальчик ; под общ. ред. А.И. Жука. – Минск : Аверсэв, 2003. – 349 с.
4. Об образовании: Кодекс Респ. Беларусь: принят Палатой представителей 2 дек. 2010; одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 [Электрон. ресурс] // Информационно-справочный портал Беларуси. – 2011. – Режим доступа: http://www.tamby.info/kodeks/edu.htm. – Дата доступа: 09.06.2016.
5. Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл СГД: РД РБ 02100.5.227-2006. – Введ. 01.09.2006 // Республиканский институт высшей школы [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://www.nihe.niks.by. – Дата доступа: 09.06.2016.
6. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – Москва : Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.
7. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. / И.П. Подласый. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1 : Общие основы. Процесс обучения. – 576 с. ; Кн. 2 : Процесс воспитания. – 256 с.
8. Сивашинская, Е.Ф. Лекции по педагогике : интегрированный курс : в 2 ч. / Е.Ф. Сивашинская. – Минск : Жасскон, 2007. – Ч. 1. – 192 с.
9. Старовойтова, Т.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект (1 часть): Учебное пособие / Т.А.Старовойтова. – Могилев : МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 78 с.
10. Харламов, И.Ф. Педагогика : учеб. / И.Ф. Харламов. – 6-е изд. – Минск : Універсітэцкае, 2000. – 560 с.
11. Цель // Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Минск, 2005. – С. 657.