ТЕМА: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
1.Современная психология и классификация наук. Структура современной психологии
2.Предмет, задачи и основные принципы психологии
3.Классификация методов и их характеристика
ТЕМА: СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.Сознание как высшая форма психики
2.Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного
3.Общая психологическая характеристика деятельности
ТЕМА: ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ. ВНИМАНИЕ
1.Ощущение и их виды
2.Закономерности и свойства ощущения
3.Понятие восприятие, его виды и свойства
4.Понятие внимания, его функции, свойства и виды
ТЕМА: ВООБРАЖЕНИЕ И РЕЧЬ
1.Понятие воображение и его функции
2.Виды и формы воображения
3.Речь, ее виды и функции
ТЕМА: ПАМЯТЬ
1.Понятие памяти, ее функции
2.Виды и процессы памяти
ТЕМА: ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. ЭМОЦИИ И ВОЛЯ
1.Классификация эмоций и чувств
2. Эмоциональные и психические состояния. Регуляция и саморегуляция психических состояний.
3. Понятие воли и её функции.
4.Структура волевого акта
ТЕМА: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ
1.Современная психология и классификация наук. Структура современной психологии
Важнейшая функция психологии в системе научного знания заключается в синтезе достижения других областей знания, так как психология является интегратором научных дисциплин, объектом исследования которых является человек (по Б. Ф. Ломову).
2.Предмет, задачи и основные принципы психологии
Психология – это наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития (Н.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн).
Представители психоанализа определяют психологию как науку о бессознательном и его влиянии на человека.
3.Классификация методов и их характеристика
Наблюдение – это метод, состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических особенностей в определенных условиях. Эксперимент – метод психологического исследования, предполагающий активное вмешательство в ситуацию со стороны экспериментатора.
ТЕМА: СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.Сознание как высшая форма психики
Сознание – высшая форма отражения действительного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
2.Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного
Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном.
3.Общая психологическая характеристика деятельности
Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека.
ТЕМА: ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ. ВНИМАНИЕ
1.Ощущение и их виды
Ощущения – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств.
Зрительные ощущения – это ощущения, возникающие как реакция на световое излучение.
2.Закономерности и свойства ощущения
Свойства ощущений.
Модальность – принадлежность отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе; качественность определенности ощущений.
3. Понятие восприятие, его виды и свойства
Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. В результате восприятия складывается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений. Образ, складывающийся в процессе восприятия, предполагает взаимодействие нескольких анализаторов.
4.Понятие внимания, его функции, свойства и виды
Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо яркое отражение.
Функции внимания:
- отбор значимых воздействий и игнорирование других;
- удержание какой-либо деятельности на протяжении времени;
- регуляция и контроль протекания действия.
ТЕМА: ВООБРАЖЕНИЕ И РЕЧЬ
1.Понятие воображение и его функции
Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
2.Виды и формы воображения
В зависимости от участия воли и деятельности:
- непроизвольное (в основе создания новых образов не лежит специальная цель; возникновение представлений тесно связано с чувствами человека);
- произвольное (специальная цель создать образ определенного предмета, возможной ситуации, вообразить или предусмотреть сценарий развития событий).
3.Речь, ее виды и функции
Речь – это психическая функция, связанная со знанием и использованием человеком языков для общения, мышления и решения многих других жизненно важных задач.
Виды речи
Устная речь – это речь в виде звучащих слов, передающихся другим.
ТЕМА: ПАМЯТЬ
1.Понятие памяти, ее функции
Память – форма психического отражения действительности, способность организма закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности.
2.Виды и процессы памяти
Процессы памяти: узнавание (воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом), воспроизведение (процесс памяти, в результате которого происходит актуализация в психике закрепленной ранее информации).
ТЕМА: ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ. ЭМОЦИИ И ВОЛЯ
1.Классификация эмоций и чувств
Эмоция – психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям и объективному миру.
Чувства – высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии.
2. Эмоциональные и психические состояния. Регуляция и саморегуляция психических состояний.
Эмоциональные состояния – переживания человеком своего отношения к окружающей действительности к самому себе в определенный момент времени, относительно типичные для данного человека; те состояния, которые регулируются преимущественно эмоциональной сферой и охватывают эмоциональные реакции и эмоциональные отношения; относительно устойчивые переживания.
3. Понятие воли и её функции.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
4.Структура волевого акта
Волевые действия представляют собой волевой акт, который имеет свою структуру и особенности. Волевой акт может быть простым или сложным. В структуре сложного волевого акта выделяют:
1. Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека.