Введение
1. Понятие «диалектика»
2. Современный взгляд на диалектику
Заключение
Список использованных источников
Введение
Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму. Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.
1. Понятие «диалектика»
Проблемы диалектики находились в центре внимания философов со времен античности. Первоначально в понимании процесса развития абсолютизировалась либо динамика, либо покой. Например, Гераклит, говорил об извечной изменчивости мира, уподобляя сущее огню. Элеаты настаивали на неподвижности, неизменности бытия, его устойчивости, статичности. Даже такой великий философ, как Аристотель, размышляя о движении, его видах и источнике, признавал его всего лишь переходным состоянием между состоянием покоя и гармонии. В новоевропейской философии движения представлялось как ряд механических перемещений, утвердилась теория близкодействия и внешнего источника развития. Только в философии Гегеля движение приобретает более сложное диалектическое объяснение как саморазвитие исходя из внутренних качеств предмета [1, c.78-79].
2. Современный взгляд на диалектику
В настоящее время в философской науке прослеживаются две тенденции в понимании сути диалектики. Одна из них ориентирована на более углубленное ее понимание с учетом инновационных к ней подходов, отражаемых в современном научном знании. Другая — направлена на отрицание диалектики в ее классическом представлении. Первая попытка углубленного рассмотрения диалектики была представлена во второй половине 20 в. в виде системного подхода к анализу явлений материальной действительности, в 1954 г. австрийский ученый Людвиг фон Берталанфи организовал международное общество по разработке общей теории систем.
Вариант общей теории систем в конце 80-х гг. XX в. был предложен и Ю.А. Урманцевым, который попытался углубить диалектическую концепцию развития и наряду с законом системной противоречивости он формулирует и другой закон - закон системной непротиворечивости развития и изменения [1, c.102-104].
Заключение
Диалектика представляет собой открытую целостную органическую систему, совокупность устойчивых связей и отношений между элементами которой образует структуру диалектики. Она внутренне субординирована, имеет свою иерархию и подразделяется на структурные слагаемые, которые в зависимости от гносеологических и мировоззренческих функций представляют собой принципы, законы и категории.
Современная диалектическая философия есть основа нового (винтального) познания, отличного от современного рационалистического познания. На базе современной диалектической философии предлагается актуализировать познание нового образа. В определенном смысле современная диалектическая философия является познанием, альтернативным современному научному познанию, но не в антагонистическом смысле, а в смысле предложения новых путей и методологии познания, а также гуманного (а не технологического, экономического) осознания общественного развития.
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалектика; Высшая школа - Москва, 2011
2. Берман Я. А. Диалектика в свете современной теории познания; ЛКИ - Москва, 2011
3. Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. – М.,2011.
4. Кумпф Ф., Оруджев З. Диалектическая логика: Основные принципы и проблемы. – М., 1979.
5. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. – М., 1974.
6. Шептулин А.П. Категории диалектики. – М., 1971.