Практическое задание 1
1 Понятие и правовое регулирование безопасности дорожного движения
2 Источники правового регулирования автомобильных перевозок
3 Состав услуг автомобильного транспорта. Коммерческие и некоммерческие перевозки
4 Организация и выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении
5 Особенности правового регулирования автомобильных перевозок пассажиров и грузов
Задание 1
Задание 2
Список источников
Практическое задание 2
1 Источники правового регулирования железнодорожных перевозок
2 Правовое положение организаций железнодорожного транспорта
3 Организация железнодорожных перевозок грузов. Транспортная железнодорожная накладная.
4 Договор на эксплуатацию подвижного пути
5 Договор на подачу и уборку вагонов.
6 Особенности правового регулирования ответственности белорусской железной дороги, ее организаций, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров
7 Акты, претензии и иски
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
Список источников
Практическое задание 1
1 Понятие и правовое регулирование безопасности дорожного движения
Правилами дорожного движения установлено, что безопасность дорожного движения – это состояние дорожного движения, обеспечивающее минимальную вероятность возникновения опасности для движения и дорожно-транспортного происшествия [4].
2 Источники правового регулирования автомобильных перевозок
В основе правового регулирования транспортных обязательств лежит целый ряд нормативных документов, основывающихся на Конституции Республики Беларусь.
3 Состав услуг автомобильного транспорта. Коммерческие и некоммерческие перевозки
Состав услуг автомобильного транспорта:
− Транспортно-экспедиционное обслуживание юридических и физических лиц;
− Перевозка грузов автомобильным транспортом по территории Республики Беларусь;
− Перевозка негабаритных грузов и спецтехники.
4 Организация и выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном и нерегулярном сообщении
Автомобильная перевозка – автомобильная перевозка пассажиров и багажа (далее – автомобильная перевозка пассажиров) или грузов.
Автомобильные перевозки пассажиров могут выполняться в регулярном или нерегулярном сообщении.
5 Особенности правового регулирования автомобильных перевозок пассажиров и грузов
Под государственным регулированием деятельности на автомобильном транспорте понимается совокупность мер, устанавливаемых государственными органами по созданию экономических, организационных и правовых условий для осуществления и развития деятельности на автомобильном транспорте, которая включает определение государственной политики в этой сфере, заключение международных договоров Республики Беларусь, разработку программ развития и функционирования автомобильного транспорта, издание нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере автомобильного транспорта.
Задание 1
В юридическую консультацию обратился Индивидуальный предприниматель Петров с просьбой разъяснить, что ему необходимо для того, чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность по оказанию услуг в сфере городских и пригородных перевозок пассажиров в регулярном сообщении в г. Минске и Минской области.
Дайте гражданину Петрову развернутую консультацию.
Какие требования установлены законодательством для субъектов хозяйствования, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере городских и пригородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении?
Решение:
1. В соответствии со ст. 23 Закона «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» организация автомобильных перевозок пассажиров в регулярном.
Задание 2
В юридическую консультацию обратился Индивидуальный предприниматель Иванов с просьбой разъяснить, что ему необходимо для того, чтобы осуществлять предпринимательскую деятельность по оказанию услуг в сфере международных автомобильных перевозок грузов.
Дайте гражданину Иванову развернутую консультацию.
Какие требования установлены законодательством для субъектов хозяйствования, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере международных автомобильных перевозок.
Решение:
1. В соответствии ст. 738-739 ГК перевозка грузов производится по договору перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Практическое задание 2
1 Источники правового регулирования железнодорожных перевозок
Источники правового регулирования железнодорожных перевозок в Республике Беларусь являются:
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года;
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 года.
2 Правовое положение организаций железнодорожного транспорта
Белорусская железная дорога является коммерческой организацией и подчиняется Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. В состав Белорусской железной дороги входят организации железнодорожного транспорта общего пользования и иные организации.
3 Организация железнодорожных перевозок грузов. Транспортная железнодорожная накладная.
Железнодорожные перевозки грузов – это достаточно сложные мероприятия, которые нуждаются в постоянном контроле. Если речь идет о транспортировке особых видов грузов – к примеру, опасных или скоропортящихся, то, конечно же, требуются знания квалифицированного специалиста и индивидуальный подход.
4 Договор на эксплуатацию подвижного пути
В зависимости от принадлежности железнодорожного пути необщего пользования между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, пользователем, контрагентом заключается договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
5 Договор на подачу и уборку вагонов.
Договор на подачу и уборку вагонов заключается:
− между перевозчиком и контрагентом при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом перевозчика. В этом случае договор может быть заключен только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования на подачу и уборку вагонов к (с) местам (места) погрузки, выгрузки контрагента.
6 Особенности правового регулирования ответственности белорусской железной дороги, ее организаций, грузоотправителей, грузополучателей и пассажиров
Ответственности белорусской железной дороги регулируется Уставом железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 года № 1196 и ГК Республики Беларусь.
7 Акты, претензии и иски
Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:
- несоответствие между наименованием, массой, количеством мест груза или багажа в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;
- повреждение (порча) груза или багажа;
- обнаружение груза или багажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза или багажа;
- возвращение Белорусской железной дороге, ее организациям похищенного груза или багажа.
Задача 1
В адрес Винзавода были отгружены 4 вагона лимонов ОАО «Природа». Груз прибыл в исправном вагоне, за пломбой перевозчика. Срок доставки груза просрочен на 7 дней. В связи с просрочкой доставки груза был составлен коммерческий акт, в котором указана порча 30 % груза. Расчет суммы претензии составил 75 млн. руб.
1. Что такое претензия?
2. Кому должна быть предъявлена претензия?
3. Имеет ли право директор винзавода не принять груз?
Решение
1. Претензия – это документ, содержащий требования о добровольном урегулировании спора.
Задача 2
Пассажир Калинин опоздал на поезд №3 Минск-Москва на 2 часа. Обратившись в билетную кассу, железнодорожного вокзала станции Осиповичи, он потребовал возврата стоимости билета в полном размере, так
как электропоезд со станции Осиповичи, где он живет, пришел в Минск с опозданием на 2 часа, следовательно, его вины в опоздании на поезд нет, а есть вина железной дороги. В удовлетворении требований Калинина о возврате ему платежей кассир отказал.
1. Подлежит ли требование Калинина удовлетворению?
2. А если Калинин опоздал на поезд по своей вине, какие он может иметь права?
Решение
1. Пассажир имеет право в соответствии с Главой 9 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2015 г. № 609 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования» при задержке отправления поезда, указанного в проездном документе (билете), более чем на один час со станции посадки пассажира.
Задача 3
Самарин приобрел билет в плацкартный вагон поезда Брест-Гомель. Войдя в вагон, он обнаружил, что его место занято другим пассажиром, имевшим билет на это же место. В связи с тем, что все места в этом вагоне были заняты, проводник предложил Самарину пройти в соседний вагон и занять купейное место, уплатив разницу в стоимости билетов. Самарин занял купейное место, а от оплаты в разнице стоимости билета отказался.
1. Правомерно ли требование проводника?
2. Перечислите права пассажира в случае непредоставления ему места, указанного в билете?
Решение
1. В соответствии с Главой 2 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2015 г. № 609 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования», по договору перевозки перевозчик обязуется перевезти в пункт назначения пассажира с предоставлением ему места в поезде.
Задача 4
Хладокомбинат обратился с претензией к Минскому отделению Белорусской железной дороги о взыскании 12 млн. руб. за недостающее мясо. Груз прибыл в исправном вагоне, но без пломбы грузоотправителя, что отражено в коммерческом акте.
1. Кто должен нести ответственность за недостачу груза?
2. Измениться ли решение, если вагон, загруженный отправителем, прибыл на станцию назначения в исправном состоянии и за его пломбами?
Решение
1. Ответственность за недостачу груза должен нести перевозчик, т.к. в соответствии со ст. 750 ГК, перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, уполномоченному им лицу или лицу, уполномоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218-З: (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
2. Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках: Закон Республики Беларусь, 14 августа 2007 г., № 278-З: (с изм. и доп.)// КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
3. О лицензировании отдельных видов деятельности: Указ ПрезидентаРесп. Беларусь, 01 сентября 2010 г., № 450: (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
4. Правила дорожного движения Республики Беларусь : Учебная программа // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pdd.by/
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г., № 218-З: (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
2. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам железнодорожного транспорта: Закон Респ. Беларусь от 31 декабря 2014 г. № 227-З // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
2. О железнодорожном транспорте: Закон Респ. Беларусь, 6 января 1999 г. № 237-З: (с изм. и доп.)// КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
3. Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования : Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 июля 2015 г. № 609 ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
4. Об утверждении Устава железнодорожного транспорта общего пользования [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ.Беларусь от 2 авг. 1999 г. № 1196: в ред. постановлений Совмина от 10 июля 2015 г.№ 586// КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
5. Правила эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования // [Электронный ресурс]: в ред. постановления Минтранса от 13.07.2015 № 33. – Режим доступа: http://www.rw.by/