ЗАДАНИЕ 1 ВВЕДЕНИЕ В УЧЕБНУЮ ДИСЦИПЛИНУ «ФИЛОСОФИЯ»
Основная функция, выполняемая философией по отношению к научному знанию, – это методологическая функция – выступает в виде принципов построения системного теоретического знания, ориентированного на собственно философские (в частности, диалектическое, иррационально-афористическое, рационалистическое или эмпирически акцентированное выражение объекта в формах систематизированной мысли) и общенаучные методы познания, весь корпус последних обсуждается и субординируется в рамках именно философии.
ЗАДАНИЕ 2 ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Какие черты философия заимствовала из мифологического и религиозного мировоззрения?
Мировоззрение – это совокупность взглядов личности или общества на мир в целом или место человека в этом мире.
У любого человека существует потребность в мировоззрении, поскольку оно отвечает на самые фундаментальные вопросы человеческой жизни: Что такое мир? Что такое человек? В чем смысл человеческой жизни и смерти? К чему следует стремиться в жизни? Что самое важное, ценное? В чем смысл истории? и т.п.
ЗАДАНИЕ 3 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Перечислите предпосылки, которые позволили сформировать философское мировоззрение
1. Мифогепная – считает единственным источником происхождения философии предфилософский миф. Представители данной концепции – Г В. Ф. Гегель и А. Ф Лосев. Гегель не проводил различия между мифом и религией, считая миф мировоззренческой частью любой религии.
В мифологии как форме развития абсолютного духа форма противоречит содержанию, т. е. всеобщим определениям истины Физософия и возникает как попытка выразить объективно-разумное содержание мира в адекватной ему понятийной форме. Миф как единственный духовный источник философии создает возможность философствования.
ЗАДАНИЕ 4 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Проанализируйте понятия «бытие» и «небытие». Дайте краткую характеристику. Раскройте взаимосвязь данный понятий
Проблема бытия – одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.
Для раскрытия содержания философской категории «бытие» можно выделить ряд положений:
– окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
ЗАДАНИЕ 5 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Раскройте роль социализации в формировании личности
Социализация – это интеграция, включение индивида в систему общественных отношений, это осознание им своего места в обществе, усвоение социальных ценностей, овладение социальным опытом.
Социальная среда – окружающие человека общественные материальные и духовные условия его существования и деятельности.
Употребляется в двух значениях: широким и узком.
В широком – (макросреда) охватывает общественно-экономическую систему в целом (производительные силы, общественные отношения и общественные институты, общественное сознание и культуру).
В узком – (микросреда) включает непосредственное окружение человека, т. е. индивида (семья, трудовой, учебный и др. коллективы и группы).
Среда оказывает существенное значение, воздействие на формирование и развитие личности.
ЗАДАНИЕ 6 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Изложите основные ограничения чувственного познания в философии
В современной философии принято различать три основные формы или способности познания человеком действительности:
1) чувственное познание;
2) абстрактное мышление;
3) интуиция.
Чувственное познание – познание с помощью органов чувств. Человеческий организм имеет две чувственные системы:
а) экстерорецептивная – направленная на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность).
б) итерорецептивная – направленная во внутреннею среду и связанная с осознанием внутреннего физиологического состояния организма.
Формы чувственного познания: ощущения; восприятия; представления.
Ощущение – простейший элемент чувственного познания; отражение свойств объективной реальности, возникающие в результате воздействия ее на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Следовательно, различается пять видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные.
ЗАДАНИЕ 7 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Изложите суть концепции «гражданское общество». Как соотносятся понятия «гражданское общество» и «государство»
Гражданское общество – уровень развития общества, которое характеризуется безусловным соблюдением прав человека, реализацией обязанностей, ответственностью членов общества за его судьбу.
Элементы и ценности гражданского общества сложились в Европе уже в XVIII в. Впервые понятия «гражданское общество» и «государство» попытался разграничить английский философ Дж. Локк (1632-1704). По его мнению, государство могло претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Его идеи были продолжены в договорной концепции Ж.-Ж. Руссо. В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в трудах Г. Гегеля и К. Маркса. По выражению К. Маркса, гражданское общество — это «подлинный источник и театр всей истории».