Введение
Изучение курса «Основы социально-гуманитарных наук» является непременным условием формирования высококвалифицированных специалистов для всех отраслей хозяйства, т.к. данная дисциплина дает человеку целостное мировоззрение, стратегически ориентирует его и помогает выработать систему ценностей, на которые он будет опираться в своей профессиональной деятельности. Социально - гуманитарные знания повышают культуру мышления, расширяют общий кругозор и являются важным источником социально – политической активности личности.
1 Позитивизм и его формы
Позитивизм как течение в буржуазной философии оформился в 30-х гг. ХIX в. и уже к 40-м годам получил широкую европейскую известность. Основными представителями «первого» позитивизма принято считать О. Конта, Д.С. Милля и Г. Спенсера. Это направление было одним из первых в постклассической традиции и получило широкое распространение в национальных философиях, просуществовав в различных формах вплоть до 80-х годов нашего столетия. Родиной позитивизма считается Франция, а его основателем - Огюст Конт. Сущность позитивизма в стремлении очистить философию от метафизических проблем: субстанции, свободы, сущности человека, и превратить её в некое подобие науки. Всякая мировоззренческая и ценностная интерпретация философии отвергалась. Философов призывали выработать некий "средний" путь между материализмом и идеализмом. В содержательном плане позитивистская философия была сведена к формальной логике и методологии наук.
Главный труд Конта «Курс позитивной философии», в котором излагались ведущие идеи новой философской доктрины, вышел в свет в 1830-1842 гг.
Став одним из наиболее влиятельных направлений философского мышления на протяжении последних двух столетий, позитивизм претерпел изменения, связанные с потребностями общества и развитием научного познания. До сих пор он продолжает оставаться не только одной из философских доктрин, но и важной составляющей современного западного стиля мышления, характерного как для теоретического, так и обыденного уровней общественного сознания [1].
2 Социальное поведение, понятие и виды
C термином «поведение» в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека – и к социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройке.
Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам. Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему от-ношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или при-родной средой и заданным набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами.
Присущей только человеку формой отношения к действительности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям – природным или социальным, – а перестраивает, преобразует их. Соответственно такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее основании программ. Люди выступают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения – хотя бы и активными, находящими новые оригинальные решения в рамках ее осуществления, – а создателями, творцами принципиально новых программ действий [2].
Заключение
По итогам написания контрольной работы можно сделать следующие выводы.
Итак, в рамках неклассической философии были сформулированы идеи, «приземлившие» философию И. Канта и Гегеля. Стройные формы её (систематичность, концептуальность, язык, логика, диалектика и т. п.) были отвергнуты или перестали быть обязательными. В философию пришли нерациональные способы познания и выражения мысли. Неклассическая философия как бы вернула человеку человеческое – волю, субъективные переживания, интуицию, мистическую веру, комплексное восприятие жизни. Она предопределила основные направление философии XX ст. в лице экзистенциализма, феноменологии, персонализма, герменевтики, отчасти психоанализа, идею благоговения перед жизнью А. Швейцера и др.