1. Государственное управление в области охраны окружающей среды
2. Правовое регулирование экологической сертификации
3. Понятие и формы права собственности на компоненты природной среды
Задача 1
Задача 2
Список использованных источников
1. Государственное управление в области охраны окружающей среды
Управление рассматривается как важнейший элемент государственного воздействия на обеспечение рационального природопользования, воспроизводства, защиты и охраны окружающей среды.
В юридической литературе предлагаются различные определения понятия «управление в области природопользования и охраны окружающей среды». В советский период государственное управление природными ресурсами обычно рассматривалось как осуществление органами государственной власти, исполнительными и распорядительными органами функций, вытекающих из содержания права исключительной собственности государства на землю, недра, воды и леса. Главной задачей государственного управления в данной области являлась организация рационального использования и охраны природных богатств [1, с. 60].
2. Правовое регулирование экологической сертификации
Приоритетным направлением деятельности государства и общества в условиях инновационного развития становится охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, для реализации которых существенное значение имеет наличие закрепленных в законодательстве средств, при помощи которых достигается результативное воздействие на общественные отношения. Одним из инновационных элементов организационно-правового механизма охраны окружающей среды и экологической безопасности, позволяющим согласовывать цели экономической деятельности с экологическими требованиями и ограничениями является экологическая сертификация [5, с. 136].
3. Понятие и формы права собственности на компоненты природной среды
Право собственности на компоненты природной среды в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.
Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе белорусского права – конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как о комплексном [9, с. 148].
Задача 1
Должностным лицом областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды на территории фермы СПК «Ладное», расположенной в водоохранной зоне озера Рябиновое, обнаружена несанкционированная свалка производственных отходов.
Какие нормы законодательства об охране окружающей среды нарушены и какие меры ответственности могут быть применены к виновным?
Решение
В приведенной ситуации нарушена норма ст. 53 Водного кодекса Республики Беларусь, согласно которой в границах водоохранных зон не допускаются возведение, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт объектов захоронения отходов.
Задача 2
В ходе проверки районным Центром гигиены и эпидемиологии одного из предприятий Рогачевского района Гомельской области, занимающегося производством алкогольной продукции, установлено, что для производства винодельческой продукции использовались ягоды черники, загрязнение которых радионуклидами превышало допустимые уровни. Дикорастущая продукция доставлялась на переработку без документов, подтверждающих ее качество и безопасность. Заготовителями общества, поставлявшими чернику этому предприятию, в ряде случаев радиологический контроль ягод не производился.
Проверками, проведенными в Буда-Кошелевском, Жлобинском районах, выявлены аналогичные нарушения. Так, на отдельных предприятиях райпотребсоюза не были изданы приказы о назначении должностных лиц, уполномоченных осуществлять производственный контроль. Не определен перечень зон заготовки сырья, нет сведений лесхоза о местах заготовки дикорастущей продукции в соответствии с радиационными критериями. Протоколы радиационных исследований оформлены с нарушением правил. Учет проб сырья, взятых у каждого заготовителя, не велся. Таким образом, не был обеспечен радиационный контроль закупаемой и реализуемой дикорастущей продукции.
Какими мерами обеспечивается радиационная безопасность при производстве пищевых продуктов и потреблении питьевой воды?
Охарактеризуйте ответственность за невыполнение или нарушение отмеченных в задаче требований по обеспечению радиационной безопасности.
Решение
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь от 5 января 1998 года № 122-З «О радиационной безопасности населения» радиационная безопасность в целом обеспечивается.
1. Балашенко, С.А. Экологическое право: учеб.-метод. пособие для студентов БГУ / С.А. Балашенко. – Минск: БГУ, 2009. – 127 с.
2. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XІІ // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
3. О Президенте Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 21 февр. 2000 г., № 3602-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2006.
4. О Совете Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 424-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
5. Волчек, А.С. Правовое регулирование экологической сертификации в Республике Беларусь: Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов: в 2-х т. Т. 1 / cост. С. В. Анцух; под общ. ред. В. Г. Шадурского. – Минск: Издательство «Четыре четверти», 2011. – 256 с.
6. Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 24 окт. 2016 г., № 437-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
7. О техническом нормировании и стандартизации [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2004 г., № 262-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
8. О защите прав потребителей [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2002 г., № 90-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.
9. Бринчук, М.М. Экологическое право: учебник / М.М. Бринчук. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 670 с.
10. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года 17 октября 2004 года). – Минск: Амалфея, 2007. – 48 с.
11. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 108-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
12. Кодекс Республики Беларусь о земле: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г.: текст Кодекса по состоянию на 26 октября 2012 г. – Минск: Академия МВД, 2014. – 112 с.