ТЕМА: ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Вставки по работе над речевым этикетом из сказок С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина.
2 Выписать устаревшие формы речевого и неречевого этикета из рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий»
2.1 Определить цель автора
2.2 Подробно охарактеризовать языковые средства
Список использованных источников
Задание 1 Вставки по работе над речевым этикетом из сказок С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина
Рассматривая сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» можно сделать вывод о том, как по обращениям можно узнать о характерах и взаимоотношениях героев, об определенных чертах характера мачехи и её дочери – об их жадности, алчности, корыстности: «Да где же ты их взяла? А больше тебе ничего месяцы не дали?», «Вот дура, так дура! Ну, будь я на твоём месте, я бы знала, чего просить. У одного – яблок да груш сладких, у другого – земляники спелой, у третьего – грибов беленьких, у четвёртого – свежих огурчиков!» «В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила».
Задание 2 Выписать устаревшие формы речевого и неречевого этикета из рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий»
Устаревшие формы речевого этикета: 1) Разговорная лексика: «Голубчик мой! (ласково-фамильярное обращение к мужчине [9] ) Сколько зим, сколько лет!» (русская пословица, означающая «давно не виделись» [10] ), «Батюшки!» (употребляется при выражении изумления, радости) [11], «Хо-хо..», «Милый мой!», «Служу, милый мой!», «Нет, милый мой», «Такой же душонок (уничижительное к существительному «душа» [12] ) и щеголь (человек, нарядно одетый, имеющий пристрастие к дорогим, изысканным нарядам» [13]
Проанализировав рассказ А. П. Чехова, определяем цель автора – высмеять пороки людей. Именно «высмеять», так как автор с юмором показывает людей, которые начинают лицемерить перед человеком, занимающим определённую должность, имеющим социальный статус.
1 Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах// Сочинения – Т.3. – М.: «Наука», 1983. – 605 с.
2 Маршак С. Я. Двенадцать месяцев//Собр. соч. в 8 томах – Т. 2, «Произведения для детей» – М.: «Художественная Литература», 1968. – с. 307–376.
3 Пушкин А. С. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» – М.: «Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1953.
4 Введенская Л. А. «Русский язык и культура речи» – М., 2002. – с. 21-35
5 Оганесян С. С. «Культура речевого общения», – М., 1998. – с. 54
6 Студопедия [Электронный ресурс]/Речевой этикет – URL: http://studopedia.ru (дата обращения 19.05.2017)
7 Инфошкола [Электронный ресурс]/Анализ «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» – URL: http://info-shkola.ru (дата обращения 10.05.2017)
8 Литра.Ру [Электронный ресурс]/Анализ произведения «Толстый и тонкий» – URL:http://www.litra.ru (дата обращения 19.05.2017)
9 Глосум.Ру [Электронный ресурс]/Значение слова «голубчик» – URL: https://glosum.ru (дата обращения 19.05.2017)
10 Даль В. И. «Пословицы русского народа»// Значение пословицы «сколько лет, сколько зим» – C.-Петербург – Москва: Издание книгопродавца-типографа Вольфа М. О., 1879. –1392 с.
11 Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный// Значение слова «батюшки» – М.: Русский язык, 2000.
12 Большой современный толковый словарь русского языка под ред. Кузнецова С. А.// Значение слова «душонок», – СПб.: «Норинт», 2014.
13 Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка//Значение слова «щеголь», – М.: «Аделант», 2014. – 800 с.