Введение
Целостный анализ прозаического литературного произведения А.П. Чехова «Тоска»
Заключение
Список использованных источников
Введение
А.П. Чехов мастерски владел жанром рассказа. В небольших по объему произведениях он ставил важные проблемы своего времени, которые актуальны и сегодня. Каждый рассказ писателя – это погружение в душу героя, изучение его психологического состояния, анализ исторической картины и обязательно вывод. Один из самых популярных и глубоких рассказов Чехова − «Тоска».
Произведение впервые увидело свет в 1886 году в «Петербургской газете», после вошло в сборник «Пестрые рассказы». После публикации рассказ положительно отметили критики. Лев Толстой считал, что это самое лучшее произведение из всех, написанных Чеховым.
На примере этого рассказа лучше всего видны особенности реализма чеховской прозы: детализация, отстраненность повествователя, типичный герой – выходец из народа, а не представить дворянства. Эти и другие особенности произведения будут рассмотрены дальше.
Целостный анализ прозаического литературного произведения А.П. Чехова «Тоска»
«Тоска» − это рассказ, жанр малой повествовательной прозы, в нем повествование ведется от третьего лица. Это произведение написано в духе реализма − основного литературного направления русской литературы второй половины XIX века. Все внимание уделяется обыденной ситуации, в которой оказался главный герой – Иона, без приукрашивания действительности.
Основная тема произведения раскрывается в названии − тоска главного героя, «маленького человека», до которого никому нет дела. Автор рисует нам не просто извозчика, а человека, пережившего большое горе, несущего в себе чувства и желающего ими поделиться. Но никто не обращает на него внимание.
Еще одна тема – отношение людей и братьев наших меньших. Когда люди отвернулись от Ионы, он обратился за поддержкой к лошади, своей кормилице и единственному другу. Именно она беспрекословно выслушала переживания старика и помогла ему снять груз с души: «Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина... Иона увлекается и рассказывает ей всё…» [5, с. 231].
Во многих своих произведениях Чехов уделяет внимание проблеме «маленького человека», и «Тоска» не исключение. В этом рассказе проблема одиночества среди людей стоит остро. «Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем» [5, с. 231].
Отсюда мы переходим к идее рассказа – Чехов стремился показать равнодушие людей. Никто из тех, кого встретил Иона, не согласился выслушать старика и помочь ему добрым словом, он слышал только грубость. «Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком ходить!.. Ты слышишь, Змей Горыныч? Или тебе плевать на наши слова?» [5, с. 230].
Заключение
Произведение А.П. Чехова «Тоска» − это рассказ, написанный в традициях реализма. Он раскрывает проблему взаимоотношений между людьми, показывая, как равнодушие к горю может ввести человека в состояние тоски и безнадежности.
При работе были использованы следующие литературоведческие методы: описание (цитаты из произведения), наблюдение (отслеживание развития сюжета и композиционных приемов), синтез и анализ (изучение художественных приемов, особенностей композиции), психоаналитический (изучение особенностей взаимодействия людей в рассказе).
Автор использует в рассказе эпитеты, метафоры, яркие образы природы для передачи глубины чувств и переживаний главного героя. Композиция сложная, параллельная, сюжет рассказа динамический, хроникальный.
Чехов – мастер рассказа. В таком небольшом произведении с помощью языковых средств он смог раскрыть глубину человеческой души и обратил внимание на проблему, актуальную и в наше время – равнодушие людей друг к другу и одиночество «маленького человека».
1. Барлас Л.Г. Язык повествовательной прозы Чехова: проблемы анализа. Ростов-на-Дону: издательство Ростовского университета, 1991.
2. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М.: Просвещение, 1972.
3. Кубасов А.В. Рассказы А.П. Чехова: поэтика жанра. Свердловск: издательство Свердловского педагогического института, 1990.
4. Мачильская Дарья Олеговна, диссертация «Лексические средства организации начала художественного текста (на материале прозы А.П. Чехова). Саратов, 2018.
5. Чехов А.П. Избранные произведения в 3-х томах. М.: Художественная литература, 1964.