Задание 1. Учение о налогах: возникновение и эволюция. Налоговая система.
Налоги как финансовая категория возникли вместе с товарным производством и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, чиновников и другие общественные нужды.
Повинности в форме налога, взимаемого как в натуральной, так и в денежной форме, существуют с момента возникновения государства. В III в. до н. э. в законах царя Хаммурапи имелись статьи о податях в размере 10% всего имущества. В соответствии с Евангелием от Луки в христианском мире налог считался уже известным методом взимания денег в пользу государства или власть имущих. Еще П. Прудон резонно подметил, что «в сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве». В рамках самых различных способов производства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений со времени возникновения государства. К. Маркс писал: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах — все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени — в налогах». С середины XIII в. Фома Аквинский, назвавший налоги дозволенной формой грабежа, четко сформулировал два признака налога: распространение его на всех и неограниченное право правителя или государства [9, с. 12].
История свидетельствует, что налоги – более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались auxilia (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине XVII в. Английский парламент не признавал постоянных налогов на обще государственные нужды и король не мог ввести налоги без согласия парламента. Однако постоянные войны, создание и содержание огромных армий, не распускаемых в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится на столько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б. Франклин (1706—1790гг.) мог сказать, что «платить налоги и умереть должен каждый». На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К. Маркс: «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов» [9, с. 12].
Налог является одной из основных категорий финансовой науки. Под влиянием развития учения о государстве представление о налоге прошло эволюцию, начиная с учения А. Смита и заканчивая современными общеизвестными рыночными подходами к определению налога. Так, в учебнике К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю «Экономикс» высказано мнение, что налог — это «принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары или услуги, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия». В Encyclopedia Britannica дается краткое определение налога как обязательного сбора, являющегося самым важным источником дохода государства [9, с. 13].
Когда население примирилось с налогами и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, которые давали обоснование налога и его определение. Первые теории налогообложения содержатся в трудах Ф. Аквинского, Т. Гоббса, П. Де Вобана, Ш. Монтескье, С. Вольтера, О. Мирабо, С. де Сисмонди, Т. Мальтуза, А. Тьера, Д. Мак-Куллоха. Частные налоговые теории получили свое развитие у Д. Локка, Т. Джорджа, Ж. Ж. Руссо, К. Маркса, Э. Селигмана. Среди общих теорий налогов наиболее значимыми являются теории А. Смита, Д. Рикардо, А. Вагнера, Дж. Кейнса, Д. Фридмана, А. Лаффера. Мы полагаем, что в наиболее интересной форме как общие, так и частные теории налогов изложены М. Блаугом и Е. Н. Евстигнеевым. Следует отметить, что в отечественной литературе, посвященной вопросам налогообложения, последней рассматриваемой зарубежной теорией является, как правило, теория экономики предложения и упоминается А. Лаффер, который еще в 1980-х гг. установил определенную зависимость между уровнем снижающихся налоговых ставок и повышающихся доходов бюджетов. Однако зарубежная экономическая мысль находится в постоянном развитии, издаются книги новых авторов: среди них такие, как Е. В. Боуден, Реймонд П. Невен, Росс Стефан и др. [9, с. 13].
Экономическая мысль о налогах советского периода сводилась к рекомендациям вырабатываемых в соответствии с резолюциями партийных съездов, всецело определявших финансовую политику. Принижение значения товарно-денежных отношений практически уничтожило созданную в дореволюционной России налоговую систему. Продолжались и другие кардинальные преобразования в системе производственных отношений. Осуществлялись принципы жесточайшей централизации финансовых ресурсов. Региональные и местные бюджеты были переведены с собственной доходной
Задание 2. Выручка от реализации продукции – 112000 бел. руб.
Ставка НДС – основная.
Определить: величину НДС и отпускную стоимость продукции без НДС.
Решение
Базовое число (БЧ) – отпускная цена товара без НДС составляет 100%, Так как основная ставка 20%, то процентная сумма (ПС) составляет 20% (Налоговый кодекс Республики Беларусь ст.102), следовательно наращенное число (НЧ), принимающее значение 112000 бел.руб. составляет 100% + 20% = 120%.
Имеем следующее пропорциональное соотношение:
Задание 3. Рассчитать отчисления в ФСЗН и отчисления на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» по следующим данным (тыс. руб.) и указать сроки перечисления средств:
- начислена ЗП за август штатным работникам – 90 000
- надбавка за проф. мастерство – 1 700
- начислена оплата простоев не по вине работников – 900
- начислена ЗП работникам по совместительству – 1700
- начислена доплата за работу в многосменном режиме – 400
- выплаты учащимся за производственную практику – 1500
- начислена оплата отпусков работникам – 800
- выплачена стоимость путевок работникам на оздоровление и отдых – 200
- выплачены ПВН – 35
- начислена премия – 300
- выплачена материальная помощь – 50
Решение
В соответствии с пунктами 1, 4, 6, 7 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское Республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 N 115 в редакции от 21.03.2017 года №209 не подлежат обложению выплаты учащимся за производственную практику, выплаченная стоимость путевок работникам на оздоровление и отдых, выплаченное ПВН, выплаченная материальная помощь. Следовательно облагаемая база будет составлять 95800.
1) Отчисления в ФСЗН составляют в соответствии со статьей 3 Закона РБ Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь:
- за счет нанимателя 28% обязательные страховые взносы по страхованию на случай достижения пенсионного возраста: 95800*28% = 26824;
- за счет нанимателя 6% обязательные страховые взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности: 95800*6% = 5748;
- за счет работника 1% обязательные страховые взносы по страхованию на случай достижения пенсионного возраста: 95800*1% = 958.
1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 № 71-З принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года в редакции от 18 октября 2016 г. № 432-З // Нац.реестр правовых актов Респ. Беларусь от 26.10.2016, 2/2430.
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 29 декабря 2002 № 166-З принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года в редакции Закон Республики Беларусь от 18 октября 2016 г. № 432-З // Нац.реестр правовых актов Респ. Беларусь 26.10.2016, 2/2430.
3. от 18 октября 2016 г. № 432-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 26.10.2016, 2/2430).
4. Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования : Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 531 // Нац.реестр правовых актов Респ. Беларусь от 09.06.2016, 1/16444.
5. Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь : Закон Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XІІІ в редакции от 9 января 2017 г. № 14-З // Нац.реестр правовых актов Респ. Беларусь 12.01.2017 № 2/2452.
6. Об утверждении Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское Республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 N 115 // Нац.реестр правовых актов Респ. Беларусь от 23 марта 2017 № 5/43485.
7. Заяц Н. Е., Налоги. / под ред. Н.Е. Заяц. - Минск., 2009. - 300с.
8. Кашин В.А. Налоговая система и оздоровление национальной экономики. // Финансы. 1998. - 50с
9. Сердюков А. Э., Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 704 с.
10. Язкова Г. В., Теоретические основы налогов и налогообложения: – Лекция. – Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2006.