1 Проблема истины в познании. Критерии истины. Практика основа и цель познания
2 Личность и проблемы ее социализации. Социальная структура личности
3 Правовое государство и гражданское общество
1 Проблема истины в познании. Критерии истины. Практика основа и цель познания
В научном познании важное значение имеют истинные знания, они составляют научную основу практической и теоретической деятельности людей. Поэтому процесс научного познания непосредственно связан с «добычей», приобретением истинных знаний; истина является одной из важных целей познания.
Представление об истине разрабатывалось на протяжении всего периода существования философской и естественнонаучной мысли. Первое определение истины было дано Аристотелем, оно стало основой классического или традиционного определения как «соответствия мыслей и вещей». Рене Декарт, принимая это определение как номинальное, выдвинул важный для понятия истины пункт – ее критерия. В целом лаконичное определение истины в классической концепции: истина – это соответствие знаний действительности.
2 Личность и проблемы ее социализации. Социальная структура личности
Социология личности – это специальная социологическая теория, объектом которой является человек. Она изучает социальное формирование, становление и развитие человека в социальной, биосоциальной, экосоциальной средах. Личность изучают философия, психология, социальная психология и социология. Философия рассматривает личность, ее положение в мире как субъект деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность, ее темперамент, характер, волю. Социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые включены в социальные группы, а также психологию этих групп. Она изучает межличностные отношения, проблемы общения людей (коммуникативное, интерактивное, перцептивное) и т.д. Социология выделяет в личности социально-типическое. Личность в социологии выступает как представитель социальной группы, класса, нации, семьи.
Социология изучает личность в трех основных аспектах:
а) как социальная система и как элемент социальных общностей, институтов;
б) личность как объект социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее формирования, социализации, воспитания).
3 Правовое государство и гражданское общество
Правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью.