Задание 1
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ
ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
1. Что представляет собой история политических и правовых учений как учебная дисциплина?
2. Что является предметом учебной дисциплины?
3. Какие темы содержит дисциплина?
4. Из каких периодов государственно-организованного общества складывается история политических и правовых учений?
5. Что является целью учебной дисциплины?
6. Каковы задачи учебной дисциплины?
7. Что должен знать студент по итогам изучения учебной дисциплины?
8. Что должен уметь студент по итогам изучения учебной дисциплины?
9. Каковы функции науки «История политических и правовых учений»?
10. Какие научные методы используются при исследовании истории политических и правовых учений?
Задание 2
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. В каких странах Древнего Востока возникли древнейшие политико-правовые учения?
2. Каковы составляющие политико-правовых теорий в государствах Древнего Востока?
3. Какой общественный строй предопределяли политико-правовые учения в странах Древнего Востока?
4. С чьей властью отождествляли политико-правовые учения в странах Древнего Востока государственную власть?
5. В каком государстве Древнего Востока лидирующее положение в обществе принадлежало социальным группам «брахманы» и «кшатрии»?
6. Какова цель политико-правовой идеологии в государствах Древнего Востока?
7. Какие политико-правовые учения в государствах Древнего Востока были наиболее значимыми?
8. Каковы литературные источники древневосточных политико-правовых учений?
9. Перечислите выдающихся ученых Древнего Востока в области политики и права
10. Каковы функции норм права в государствах Древнего Востока?
Задание 3
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОСТИ
1. В каком хронологическом периоде существовало Древнеафинское государство?
2. Когда образовалось Древнеримское государство?
3. Какие формы теоретического сознания составляли философское мировоззрение древнегреческих ученых?
4. Каковы составляющие политико-правовых теорий в государствах античного мира?
5. Какой общественный строй предопределяли политико-правовые учения в странах античного мира?
6. Какая классификация форм государства была разработана политико-правовыми учениями в Древней Греции?
7. Какое политико-правовое учение возникло в Древних Афинах во второй половине V века до новой эры?
8. Кто являлся главой государства в Древнем Риме в VII веке до новой эры?
9. Какие представительные органы власти предопределили политико-правовые учения в Древней Греции?
10. Какие мыслители Древнего Рима внесли особый вклад в развитие политических и правовых учений античного мира?
Задание 4
ПОЛИТИЧЕСКПЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
1. Какой общественный строй в основном предопределяли политические и правовые учения в средние века?
2. Какая идеология обеспечивала общественный и государственный строй в средневековых европейских странах?
3. Какими учениями обосновывались притязания церкви и духовенства на светскую власть в средние века?
4. Какой ученый-богослов использовал идею о верховенстве божественных (церковных) законов для обоснования притязаний церкви на светскую власть?
5. Что предопределял интердикт, который церковь (высшее духовенство) использовала в отношении непокорных ей монархов?
6. Кто из ученых-богословов обосновывал сословное неравенство путем установления социальной иерархии в ранг божественного установления?
7. Какое религиозное учение выступало против официальной христианской церкви и духовенства?
8. Что предопределяла тираноборческая теория (учение) Иоанна Солсберийского?
9. Какой ученый-богослов отстаивал идею разделения духовной и светской власти?
10. Какое протестантское антикатолическое общественно-политическое движение возникло в XV веке в Европе?
Задание 5
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
1. В каком хронологическом периоде формировались и развивались политические и правовые учении нового времени?
2. Какой общественный строй предопределили прагматические политико-правовые учении в новое время?
3. Какие политико-правовые учении нового времени являлись реформаторскими?
4. Какие ученые являлись идеологами теории раннего коммунизма?
5. В какой научной работе изложены основы теории народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо?
6. Какой ученый в работе «О нраве войны и мира» утверждал: «Ведение захватнических войн не признается правомерным, а их организаторы подлежат серьезной ответственности»?
7. В каком нормативном акте впервые закреплена политико-правовая идея ученых-новаторов нового времени о том, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не произведено разделение властей не имеет конституции»?
8. Какой ученый в работе «Форма и власть государства» (1651 г.) утверждал: «Свобода есть право человека делать все, что не запрещено законом»?
9. Какое политико-правовое учение является символом политического коварства и послужило руководством для правителей тиранов и диктаторов?
10. Какой ученый в новое время провозгласил: «Тираническая власть, нарушающая естественные права человека, предопределяет необходимость и правомерность восстания против нее»?
Задание 6
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
1. Какой общественный строй предопределили прагматические политико-правовые учения в новейшее время?
2. Какие политико-правовые учении в новейшее время были наиболее значимыми?
3. Какие ученые являются идеологами неолиберальной политико-правовой теории?
4. Какие ученые роль государственной власти в экономике стремятся свести к регулированию рыночных отношений?
5. Какая политико-правовая теория предопределяет активное вмешательство государства в сферу частнопредпринимательской деятельности?
6. Какие ученые являются основоположниками теории политического плюрализма?
7. Какими обстоятельствами обусловлено возникновение политико-правовой теории политического плюрализма?
8. Что является идейной основой теории (учения) демократического социализма?
9. В каких нормативных актах закреплены основные положения теории (учения) демократического социализма?
10. Какую политику отрицает теория демократического социализма?
Задание 1
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ
ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
1. Что представляет собой история политических и правовых учений как учебная дисциплина?
В системе юридических наук и юридического образования, история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и политического профилей. В рамках данной дисциплины анализируются политико-правовые учения мыслителей, начиная с глубокой древности и заканчивая современной эпохой.
Задание 2
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. В каких странах Древнего Востока возникли древнейшие политико-правовые учения?
Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Междуречье, Индии, Палестине, Китае и других странах Древнего Востока.
Задание 3
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОСТИ
1. В каком хронологическом периоде существовало Древнеафинское государство?
1 период – образование Афинского государства (VII– VI вв. до н.э.);
2 период – развитие и расцвет Афинского государства (нач. V в. до н.э. – конец V в. до н.э.);
Задание 4
ПОЛИТИЧЕСКПЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА
1. Какой общественный строй в основном предопределяли политические и правовые учения в средние века?
К IX–X вв. Западная Европа раздробилась на множество мелких феодальных государств, почти не зависимых от центральной власти королей и императоров. Сложились иерархическая структура землевладения, связанная с отношениями сюзеренитета и вассалитета, а также сословный строй.
Задание 5
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
1. В каком хронологическом периоде формировались и развивались политические и правовые учении нового времени?
В XVII веке в Западной Европе началось революционное низвержение сословно-феодального строя. От начала революции в Англии исчисляется Новое время — период истории, сменивший Средневековье.
Эпоха Нового времени охватила относительно непродолжительный период – XVII–XIX вв.
Задание 6
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
1. Какой общественный строй предопределили прагматические политико-правовые учения в новейшее время?
На рубеже XIX–XX вв. ведущие индустриальные державы – Англия, США, Германия и Франция вступили в период высокоразвитого капитализма (позднее аналогичный путь прошли Япония, Канада, Италия и некоторые другие страны). С переходом к высокоразвитому капитализму расширяются масштабы деятельности государственной власти.