1. Раскройте понятие уголовно-процессуального права. Назовите его место в системе других отраслей права. Перечислите источники уголовно-процессуального права
2. Дайте определение повода и основания к возбуждению уголовного дела. Назовите поводы и основания к возбуждению уголовного дела
3. Задача
Список использованных источников
1. Раскройте понятие уголовно-процессуального права. Назовите его место в системе других отраслей права. Перечислите источники уголовно-процессуального права
С. В. Борико уголовно-процессуальное право определил как совокупность правовых норм, регулирующих уголовный процесс как деятельность, а также правовые отношения, возникающие в уголовном процессе.
Если уголовный процесс представляет собой деятельность органов уголовного преследования и суда, то уголовно-процессуальное право – совокупность норм, регулирующих эту деятельность [1, с. 4].
2. Дайте определение повода и основания к возбуждению уголовного дела. Назовите поводы и основания к возбуждению уголовного дела
Под поводом к возбуждению уголовного дела принято понимать предусмотренные законом источники, из которых компетентные должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении [5, с. 68].
Как правило, именно с момента появления повода для возбуждения дела возникают уголовно-процессуальные отношения и начинается уголовный процесс [6, с. 320].
3. Задача
Для допроса в качестве свидетеля тринадцатилетнего Матияса – очевидца преступления следователь прибыл в школу, где в присутствии классного руководителя допросил его. Мать Матияса обратилась в прокуратуру с жалобой на действия следователя, в которой она указала, что как законный представитель не была уведомлена о допросе ее несовершеннолетнего сына, в связи с чем не присутствовала на допросе, поэтому полученные показания просит не принимать во внимание, а следователя привлечь к ответственности.
Оцените действия следователя и примите решение за прокурора. Каков порядок вызова и допроса несовершеннолетних свидетелей?
Решение
В приведенной ситуации следователь нарушил нормы УПК. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 216 УПК вызов на допрос (повесткой) в качестве потерпевшего или свидетеля лица, не достигшего шестнадцати лет, проводится через его родителей или иных законных представителей. Иные законные представители – это опекуны, попечители. Следовательно
1. Борико, С. В. Уголовный процесс: учебник / С. В. Борико. – Минск: Тесей, 2002. – 288 с.
2. Лупинская, П. А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / П. А. Лупинская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 1072 с.
3. Кобликова, А. С. Уголовный процесс: учебник для вузов / А. С. Кобликова. – М.: Норма-Инфра-М, 1999. – 384 с.
4. Прошляпов, Н. Д. Взаимосвязь материального и процессуального уголовного права / Н. Д. Прошляпов. – Екатеринбург, 1997.
5. Манова, Н. С. Уголовный процесс: конспект лекций / Н. С. Манова, Ю. В. Францифоров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 176 с.
6. Уголовный процесс: учебник / А. В. Смирнов, К Б. Калиновский; под общ. ред. А. В. Смирнова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008. – 704 с.
7. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 18 июля 2017 г. – Минск: Академия МВД, 2017. – 343 с.
8. Лобанов, С. Ю. Курс лекций по уголовному процессу / С. Ю. Лобанов. – Спб.: Питер, 2015. – 111 с.