14. Основные типы мировоззрения
34. Основные подходы к философскому анализу проблемы сознания
54. Назовите модели взаимодействия власти, политики, нравственности
14. Основные типы мировоззрения
Мировоззрение представляет собой систему или совокупность представлений и знаний о мире и человеке, об отношениях между ними.
С точки зрения исторического процесса выделяют три ведущих исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
Мифологическое мировоззрение (от греч. mythos – сказание, предание) основано на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру. Эта форма мировоззрения возникла в эпоху земледелия, собирательства и охоты. Древние греки понимали этот термин как рассказ или слово. В современном понимании мифы – это в первую очередь старинные рассказы о чудовищах, богах и легенды прошлых лет [1, c. 22].
34. Основные подходы к философскому анализу проблемы сознания
Cознание – это фундаментальное философское понятие, характеризующее сложный и многомерный феномен – компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека [3, c. 111].
В настоящее время все больше увеличивается круг наук, которые вовлекаются в исследование сознания. Такие исследования ведут философия, антропология, социология, психология, физиология, физика, представители технических наук и информатики.
54. Назовите модели взаимодействия власти, политики, нравственности
Исторически первая модель именуется морализаторским подходом. Выражаемый в крайней форме – в форме морального абсолютизма, – он означает, что политика должна не только иметь высоконравственные цели (общее благо, справедливость и т.п.), но и при любых обстоятельствах не нарушать нравственные принципы (правдивость, благожелательность к людям, честность и т.п.), используя при этом лишь нравственно допустимые средства.
Морализаторский подход к политике, господствовавший в общественной мысли вплоть до Нового времени, не утратил своего значения и в XX в. Известный русский религиозный философ В.С. Соловьев писал. «Как нравственность христианская имеет в виду осуществление царства Божия внутри отдельного человека, так христианская политика должна подготовлять пришествие царства Божия для всего человечества как целого, состоящего из больших частей – народов, племен и государств» [1, с. 59].
1. Бабко, Г.И. Основы социально-гуманитарных наук / Г. И. Бабко. – Минск, 2005. – 350 с.
2. Политология: учебник / С.В. Решетников [и др.]. – Минск, 2010. – 320 с.
3. Степин, В.С. Основы философии науки / В.С. Степин. – М., 2004. – 450 с.
4. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001. – 410 с.
5. Яскевич, Я.С. Основы философии: учеб. пособие / Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. – Минск, 2009. – 430 с.