Введение
Глава 1 Общая характеристика политической ситуации в Средние века
Глава 2 Роль христианской церкви
2.1 Противостояние папства и империи
2.2 Средневековые ереси как оппозиция главенства церкви
Глава 3 Политические учения Средневековья
3.1 Августин Блаженный
3.2 Фома Аквинский
3.3 Взгляды английского философа В. Оккама
Глава 4 Политическая мысль Древней Руси
Заключение
Список использованных источников
Введение
В политологии глубина и совершенство анализа определяются не только её «возрастом», но и тем, как часто, успешно и системно она изменяется. Это можно объяснить тем, что постоянно совершенствуется как материя, так и дух политических институтов. История политической науки – процесс регулярного обновления и пополнения её новыми теоретико-методологическими и методическими моделями. Знания о политике синтетичны по своей природе. Чем они шире, многослойнее и глубже, что достигается в процессе непрерывных исследований, тем больше они соответствует действительной политической ситуации в мире. Политическая наука невозможна без традиции, в рамках которой она формируется. Ведь непосредственно традиция во многом устанавливает то, как исследователь толкует предмет своего интереса. Под «традицией» здесь понимаются формы организации науки, системы теорий, идей, методов аргументации, методологии, технические приемы и т.д.
Как и большинство учений об обществе, политическая мысль формировалась в прямой зависимости от многих факторов, в том числе.
Глава 1 Общая характеристика политической ситуации в Средние века
Средними веками называют исторический период между древним миром и Новым временем. Само понятие «Средневековье» впервые стали использовать итальянские гуманисты в XV в. для характеристики тех веков, что разделали их времена и времена языческой античности. По традиции началом средневековой эпохи считают крушение Западной Римской империи, её завершением – XIV в. Период с XV в. до середины XVII в., получивший название эпохи Возрождения и Реформации, относят либо к позднему средневековью, либо к началу Нового времени.
Границы Средневековья могут определяться разными подходами к истории культуры и политики. Однако в любом случае необходимо анализировать христианство, поскольку его идеология – это теоретическая основа средневековья.
Глава 2 Роль христианской церкви
2.1 Противостояние папства и империи
Через 2-3 века после распада римского государства в Европе вырисовываются новые силы – папство и империя. Епископ Рима, получивший имя «папа» ещё в VI в., выделился среди других «князей церкви». Второй силой стала новая христианская империя, основанная франкским королем Карлом Великим, который в 800 г. был коронован папой как император «Священной Римской империи». После смерти своего основателя империя распалась, но была восстановлена в X в. как «Священная Римская империя германской нации».
При реформах папы Григория Седьмого в XI в. усиливается влияние церкви и одновременно разворачивается борьба империи и папства, шедшая с переменным успехом. После разделения церквей в 1054 г. на католическую и православную лидерство папства не оспаривается западной церковью.
В лице Григория Седьмого папство выдвинуло претензию не только на независимость от власти императоров, но и на господство над ними. В своей деятельности папа руководствовался учением святого Августина о граде Божьем, по своей сущности стоящем много выше града земного. Для определения соотношения между духовной и светской властями использовалось их сравнение с Солнцем и Луной, известное под названием теории двух светил.
Римские императоры отождествляли себя с Солнцем, и некоторые средневековые императоры пытались возродить это сравнение. Но со времен Григория Седьмого такие попытки решительно пресекались.
Глава 3 Политические учения Средневековья
3.1 Августин Блаженный
Европейская средневековая политическая мысль находилась под влиянием христианской религии и Римско-католической церкви. Авторитетный богослов раннего Средневековья Августин Блаженный в своем трактате "О граде Божием" развил концепцию теологического разграничения духовной (религиозной) и светской (государственной) власти.
Блаженный (354-430 гг.) – виднейший представитель христианской политической мысли – внес особенно большой вклад в учение о разделении власти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии. Так, он решительно противопоставлял два государства: «Град Божий» – церковь, где царит мир, покой, единство, право и справедливость, «Граду земному» – созданному людьми государству, которое рассматривалось как царство дьявола, мир греховности, человека. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал за самостоятельность, независимость каждой из властей, невмешательство их в дела друг друга. Это не исключало их взаимодействия, особенно в плане взаимной поддержки: государство защищает церковь от её врагов, а церковь воспитывает всех в духе подчинения государству и закону. Совершенствование государственной власти, по Августину, возможно лишь под воздействием христианской морали. Идеалом «земного града» является для Августина «христианское государство», где все любят общее благо, а высшим благом выступает Бог.
Глава 4 Политическая мысль Древней Руси
Как и в Европе, начальная стадия политической мысли России отличалась тем, что она не отделялась от религиозной, растворялась в синкретическом видении мира общины. В древних источниках княжеская власть виделась отцовской, праведной. Так, в «Поучениях» (XII в.) В. Мономаха говорится об ответственности князя за авторитет власти, проводимую политику, судебное разбирательство, успехи в воинском деле. В. Мономах завещал быть милосердным и правосудным, не позволять "сильным погубить человека". В «Молении Даниила Заточника» (XII-XIII вв.) выделяется другая сторона княжения – каким должен видеться князь? Он должен быть заботливым отцом и в то же время грозным для врагов и подданных.
Источник власти идентифицируется с божественным началом, и в этом суть политической мысли Руси и средневековой Европы. Однако на Руси сильной оказалась тенденция идентификации основы власти с согласием властвующих и подданных.
Заключение
Как и всё знание об обществе, политическая мысль развивалась в прямой зависимости от многих факторов, в том числе: общественной практики, т.е. процессов, явлений, событий, которые протекали, имели место в обществе: революций, смены общественно-экономических формаций, политических режимов и т.п.; господствующих в обществе идей, в первую очередь философских воззрений; степени развития науки, культуры; религиозных представлений; уровня развития самой политической мысли, достигнутой в предшествующие периоды. А также других факторов.
Наиболее развитое учение об общественном устройстве в эпоху средневековья предложили Августин Аврелий и Фома Аквинский. Они являются основными создателями христианской политической теории. В их учениях христианская убежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом и умеренностью.
Авторитетный богослов раннего Средневековья Августин Блаженный в своем трактате «О граде Божием» развил концепцию теологического разграничения духовной (религиозной) и светской (государственной) власти. Первая представлена им в образе «Града Божия», выражением которого является церковь, вторая – как «град земной». Град Божий объединяет праведников, следующих божественным установлениям. Земной град, как результат греховной природы человека, построен на отношениях господства, подчинения и рабства. Хотя Августин выступал за самостоятельность каждой из властей, обоснование разнокачественности двух градов фактически ставило духовную власть выше светской.
1. Белов, Г.А. Политология / Г.А. Белов. – М.: Наука, 1994. – 268 с.
2. Гаджиев, К.С. Введение в политическую науку. – М.: Логос, 1998. – 416 с.
3. Ирхин, Ю.В. Политология / Ю.В. Ирхин. – М.: Юристъ, 2000. – 511с.
4. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для вузов. – М.: Приор-издат, 2003. – 432 с.
5. Радугин, А.А. Политология / А.А. Радугин. – М.: Центр, 1999. – 224 с.