1. Оценка расстояния, скорости и времени. Условия и факторы, влияющие на восприятие пространства и времени. Причины, вызывающие искажение расстояния.
2. Роль зрения в деятельности водителя. Острота и поле зрения.
3. Влияние различных факторов и условий на зрительное восприятие пространства. Понятие «динамический глазомер». Зрительные иллюзии.
4. Понятие «реакция водителя», ее значение при управлении автомобилем в сложных дорожных условиях. Виды реакции.
Дополнительное задание
Список использованных источников
1. Оценка расстояния, скорости и времени. Условия и факторы, влияющие на восприятие пространства и времени. Причины, вызывающие искажение расстояния.
Важное значение для безопасности дорожною движения имеет умение водителя оценивать направление, скорость движения объектов на до-роге и расстояние до них. Скорость движения определяется пространством, которое движущийся объект проходит в единицу времени. Следовательно, восприятие движения есть одно временное восприятие пространства и времени. При восприятии движущегося автомобиля или пешехода водитель одновременно воспринимает место его нахождения и время, в течение которого происходит сближение с ним. При оценке скорости движущегося объекта необходимо учитывать, что при неподвижном состоянии глаз движение воспринимается как более быстрое, а при поворачивании глаз по направлению движущегося объекта – как более медленное. Однако движение обычно воспринимается одновременно обоими способа-ми, и такое восприятие отличается большей точностью. Скорость восприятия движения зависит от скорости движущегося объекта и от расстояния до него. Чем дальше движущийся объект, тем медленнее воспринимается скорость его движения.
Особенно затруднительны восприятие и оценка расстояний до движущихся объектов с движущегося автомобиля. Восприятие объектов при движении осуществляется с помощью динамическою глазомера. В основе динамического глазомера наряду с восприятием расстояния и времени лежит восприятие скорости и направления движения. Так, для безопасною проезда нерегулируемого перекрестка необходимо точное восприятие скорости автомобилей, движущихся в поперечном направлении, их рас-стояния до перекрестка, расстояния от своего автомобиля до перекрестка и прогнозирование продолжительности движения своего и других автомобилей до перекрестка при различных скоростях. В результате учета всех этих обстоятельств водитель или пропустит автомобиль, или выберет та-кую скорость движения, которая позволит ему безопасно проехать перекресток.
2. Роль зрения в деятельности водителя. Острота и поле зрения.
Особенно большое значение для водителя имеет зрительное восприятие, с помощью которого он получает практически всю информацию. Пропускная способность зрительного анализатора составляет 20-70 бит/с, а слухового лишь 0,6-0,8 бит/с. С помощью зрения мы получаем информации в 100 раз больше, чем с помощью слуха. Большое значение зрительного анализатора для надежности водителей подтверждается и тем, что водители, имеющие дефекты зрения, значительно чаще становятся участниками дорожно-транспортных происшествий.
При управлении автомобилем необходимо не только воспринимать различные объекты, но и оценивать место их расположения, расстояние до них и между ними, что обеспечивается пространственным восприятием. Водитель должен обладать совершенным профессиональным восприятием пространства, без которого невозможно безопасное управление автомобилем. Пространственное восприятие позволяет водителю правильно оценивать положение пешеходов, автомобилей и других участников движения, что помогает ему определить свое поведение. К пространственному восприятию относятся острота зрения, поле зрения и глубинное зрение.
Острота зрения - это способность глаза различать детали крупных предметов или мелкие предметы на значительном удалении от них. Остро-та зрения определяется минимальным расстоянием между двумя параллельными линиями, при котором глаз воспринимает их раздельно. При нормальном зрении человек способен различить расстояние между двумя линиями в одну угловую минуту. Наибольшая острота зрения - это центральное зрение в конусе с углом 3-40, хорошая острота зрения - в конусе с углом 7-80, удовлетворительная - в конусе с углом 13-14° (рисунок 2.1). Предметы, расположенные за пределами угла 140, видны без ясных деталей и цвета.
3. Влияние различных факторов и условий на зрительное восприятие пространства. Понятие «динамический глазомер». Зрительные иллюзии.
Зрительное восприятие затруднено в условиях ограниченной видимости, в темное время суток, в тумане, во время дождя, снегопада, на пыльной дороге. Зрительное восприятие зависит и от расположения солнца и тени.
Особенно затруднительны восприятие и оценка расстояний до движущихся объектов с движущегося автомобиля. Восприятие объектов при движении осуществляется с помощью динамическою глазомера. В основе динамического глазомера наряду с восприятием расстояния и времени лежит восприятие скорости и направления движения. Так, для безопасною проезда нерегулируемого перекрестка необходимо точное восприятие скорости автомобилей, движущихся в поперечном направлении, их расстояния до перекрестка, расстояния от своего автомобиля до перекрестка и прогнозирование продолжительности движения своего и других автомобилей до перекрестка при различных скоростях. В результате учета всех этих обстоятельств водитель или пропустит автомобиль, или выберет та-кую скорость движения, которая позволит ему безопасно проехать перекресток.
Острота динамического зрения зависит от угловой скорости движения объекта восприятия, степени координации между шейными и глазными мышцами, а также от степени развития периферического зрения, от угловой скорости перемещения объекта восприятия зависит время, в течение которого водитель на безопасном расстоянии может фиксировать этот объект зрением. степень координации шейных и глазных мышц определяет скорость и точность фиксации движущегося объекта в центральном поле зрения, без чего невозможно его точное восприятие. Чем шире поле зрения, тем меньше времени требуется на перемещение глаз для фиксирования движущихся объектов в центральном поле зрения. Внешние глазные мышцы являются самыми быстродействующим во всем организме. Но если предмет передвигается со слишком высокой угловой скоростью, то мышцы не успевают фиксировать объект в центральном поле зрения. В результате он воспринимается как смытое пятно. Хорошо развитый динамический глазомер необходим водителю при выборе дистанций и интервалов, объезде и обгоне, въезде в ворота, разъезде на нерегулируемом перекрестке и смене полосы движения.
4. Понятие «реакция водителя», ее значение при управлении автомобилем в сложных дорожных условиях. Виды реакции.
Работа водителя выполняется в различном темпе и с различной напряженностью. На степень рабочей нагрузки водителя решающее влияние оказывают скорость автомобиля и интенсивность движения. Регулируя скорость движения, водитель, находясь в потоке автомобилей, сам устанавливает для себя оптимальный темп работы с учетом своих психофизиологических возможностей и дорожной обстановки. Подготовленный водитель мгновенно и почти бессознательно реагирует на изменение ситуации на дороге. Особая быстрота восприятия и реакции отличают его езду в го-роде, где его мозг работает «на высоких оборотах».
Отдельные периоды работы водителя, особенно при высокой скорости движения, протекают в условиях дефицита времени. Качество действий водителя в этих случаях зависит от быстроты и точности его ответных ре-акций на различные раздражители. В ответ на эти раздражители водитель выполняет различные действия: нажимает на педаль тормоза или управления подачей топлива, поворачивает рулевое колесо или оперирует рычагами переключения передач или тормоза и т. п. Таким образом, ответные действия на раздражители называются сенсомоторными реакциями. В сенсомоторной реакции различают процессы восприятия, переработки восприятия и моторный момент, определяющий начало движения.
Реакции могут быть простыми и сложными.
Простая реакция – это наиболее быстрое, заранее известное одиночное действие на внезапно появляющийся, заранее известный одиночный сигнал. Примером простой реакции является нажатие на кнопку при вспыхивании лампочки или подаче звукового сигнала. Простая реакция не так часто встречается в деятельности водителя, так как самые элементарные формы его реагирования на изменение дорожной обстановки связаны с учетом значения поступающей информации и дифференцировкой ответов. Простые реакции могут быть сенсорными и моторными. При сенсорных реакциях внимание направлено на восприятие сигнала, при моторных – на предстоящее движение.
1. Романов А. Н. Автотранспортная психология: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений / Александр Николаевич Романов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.