1. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ: ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ, ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.
2. ВЛАСТЬ И ЛИЧНОЕ ВЛИЯНИЕ МЕНЕДЖЕРА. ВИДЫ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ.
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Функции управления: функция планирования, функция организации.
Планирование - это одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации пытается установить основные направления усилий и принятия решений, которые в дальнейшем обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает первостепенное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации.
Планирование как технологический процесс предусматривает разработку комплекса мероприятий, которые определят последовательность достижения конкретных целей с учетом эффективного использования ресурсов.
Планирование как процесс включает обоснование:
миссии организации;
принципов функционирования организации;
целей и задач долгосрочного и среднесрочного развития организации;
плановых показателей деятельности и эффективности;
способов достижения заданных параметров;
тактики развития организации и показателей, которые ее характеризуют;
средств реализации плана [5, с. 547].
Результатом планирования является план. План представляет собой документ, в котором через экономические показатели фиксируется желаемый уровень развития организации, его материальный и финансовый потенциал, а также результативность хозяйственно-финансовой деятельности.
Объектом планирования являются конкретные организации, их объединения, государственные структуры, регионы, отрасли, межотраслевые образования.
Субъектом планирования является структурные подразделения или другие физические, юридические лица, которые занимаются разработкой и обоснованием планов [1, с 10].
Сущность планирования заключается в научном обосновании будущих экономических целей развития и форм хозяйственной деятельности организации; выборе лучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров; выполнении работ, оказании услуг и установления таких показателей их производства и реализации, которые при полном использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в предстоящем периоде высоких качественных и количественных показателей [4, c. 203].
2. Власть и личное влияние менеджера. Виды власти и влияния.
Власть – это способность индивида влиять на поведение других людей.
Власть есть право, которым обладает человек по причине того служебного положения, которое он занимает в организационной структуре. Власть, если ее рассматривать с этой точки зрения, имеет межличностный характер. Авторитет в большой мере персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей. Таким образом, авторитет есть прямой результат воздействия личности человека [4, с. 231].
Власть менеджера может принимать различные формы. Так, основываясь на классификацию Френча и Рейвена, она имеет пять основных форм:
1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что менеджер имеет возможность препятствовать удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может причинить какие-то другие неприятности.
2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.
3. Экспертная власть. Исполнитель верит, что менеджер обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность.
4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.
5. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его долг подчиняться им (законная, или традиционная, власть). Власть такого типа является инструментом, с помощью которого менеджер может заставить подчиненных выполнить работу [3, с. 68].
Менеджер имеет власть над подчиненными, однако в некоторых ситуациях и подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них по таким вопросам, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях и т.п. Отсюда следует, что менеджер должен понимать и учитывать тот факт, что поскольку подчиненные тоже часто обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать собственную власть. Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти, достаточный для достижения целей организации, но не вызывающий негативной реакции у подчиненных [2, с. 145].
3. Практическое задание.
Условие:
Вы старший мастер или начальник участка. С одним из молодых возник у Вас конфликт, из-за того, что он работал на новом, незнакомом для него станке с полуавтоматическим управлением, а операции выполнял по-старому. Вы ему говорили о необходимости учиться, но он отказался. Как Вы будете вести себя в данном случае?
Ответ:
Исходя из условия данного практического задания, можно заметить, что начальник цеха или старший мастер допустил к работе на новом оборудовании сотрудника, который не имеет опыта взаимодействия с данным станком. Работник с свою очередь отказался обучаться работе, что является не только грубым нарушением трудовой дисциплины, но мог привести к необратимым потерям рабочего времени или к значительным бракам производимых изделий. В данном случае действия начальника можно разделить на два решения.
1. Афитов, Э.А Планирование на предприятии : учеб. пособие для вузов / Э.А. Афитов. – Мн. Выш.шк., 2006.-302 с.
2. Брасс, А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: учеб. пособие / А.А. Брас. – Мн.: Соврем. шк., 2006. – 348 с.
3. Глазов, М.М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента: учеб. для вузов / М.М. Глазов, И.П. Фирова, О.Н. Истомина. – СПб.: Андреев. изд. Дом, 2007. – 251 с.
4. Золотогоров, В.Г. Организация производства и управления предприятием : учеб. пособие для вузов / В.Г. Золотогоров. – Мн. : Кн.дом, 2005. – 448с.
5. Ильин, А.И. Планирование на предприятии : учеб пособие для вузов / А.И. Ильин. – Минск : Новое знание, 2011. – 688 с.
6. Климович, Л.К. Основы менеджмента: учеб. пособие для ссузов / Л.К. Климович. – Мн.: РИПО, 2010. 287 с.
7. Планирование на предприятии / [Е.Н. Симунин и др.]. – М. : КноРус, 2008. – 336 с.
8. Платонова, Н.А. Планирование деятельности предприятия : учеб. пособие для вузов / Н.А. Платонова. – М. : Дело и Сервис, 2005. – 432 с.