1. Понятие природы, эволюция представлений о природе
2. Природа как самоорганизующаяся система, понятие биосферы и ноосферы
3. Экологические ценности современной цивилизации
Выводы
Список использованных источников
1. Понятие природы, эволюция представлений о природе
Понятие «природа» – одно из важнейших философских понятий. Нельзя уяснить сущность многих фундаментальных философских понятий, например общества, культуры, духа, сущности человека и других, не рассмотрев их в соотношении с природой.
В сознании современного образованного человека слово «природа» ассоциируется главным образом с двумя значениями:
1) природа в смысле естественной среды обитания человека;
2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания).
Отсюда и «натуралисты» в смысле – исследователи («испытатели») природы, и «натурализм» как философская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно «природы» при рассмотрении и решении центральных философских вопросов бытия и познания, особенно бытия человека и человеческой культуры.
Более внимательный анализ историко-философского, историко-научного материала и материала, относящегося к истории европейской культуры в целом, показывает, что, во-первых, термин «природа» имел и до сих пор сохраняет и другие существенно важные значения, а, во-вторых, за всеми этими значениями (включая и общепринятые) стоят глубокие идейные и культурно-исторические основания, без осознания которых невозможно понять роль понятия «природа» в постановке и решении именно философских проблем. Отсюда необходим более полный перечень существенно важных значений термина «природа».
1) Природа в смысле внутренних особенностей, сущности той или иной вещи (явления, системы и пр.). Наличие и специфика этого значения становятся особенно очевидными при сопоставлении таких выражений, как «красота природы» и «природа красоты»; «явление природы» и «природа явления» и т.д.
2) Природа в смысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире. В этом своем значении термин «природа» соотносителен с такими понятиями (а иногда и синонимичен им), как материя, Вселенная, космос, универсум и т.д.
3) Природа как материальное начало в самом человеке. В этом смысле «природа», «природное» противопоставляется «духу», «духовному» в человеке как основе его нравственной свободы [3, c. 156].
Эти значения выработаны задолго до отмеченных выше двух привычных нам сегодня значений термина «природа», которые появились на достаточно позднем этапе развития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания.
Природа в силу своей значимости для жизни и развития общества всегда была объектом философского осмысления.
Так, древнегреческая философия базировалась на превалирующем значении природного начала. Знаменитые философы (Сократ, Платон) воспринимали природу как часть бытия, эстетически прекрасное образование, результат целесообразной деятельности Творца. В их рассуждениях и спорах подчеркивалось превосходство природы над человеком, а ее «творения» считались эталоном совершенства. Идеал человеческой жизни мыслился ими только в гармонии с природой [4, c. 78].
2. Природа как самоорганизующаяся система, понятие биосферы и ноосферы
Результатом самоорганизации системы являются обменные процессы обеспечивающие равновесное состояние. Понятие саморегулирующейся системы весьма важно для изучения природы, особенно живой. Оно означает воздействие системы на самое себя, самовоздействие. Если система не разрушается в результате внешних воздействий, изменение ее структуры обязательно происходит в направлении повышения устойчивости системы и совершенствования механизма саморегуляции. В термодинамике известен принцип Ле Шателье: система, находящаяся в равновесном состоянии, при внешнем воздействии, выводящем ее из этого состояния, так изменяет свою структуру, что это внешнее воздействие ослабляется. Поскольку здесь речь идет о природе, то следует подчеркнуть, что тенденция к самосохранению и развитию неизбежно ведет к ее усложнению, постоянному стремлению к переходу на более высокие структурные уровни [1, c. 256].
Если воспользоваться современной классификацией систем, то общество следует отнести к числу, так называемых открытых систем, которые обмениваются с окружающей средой не только энергией, но и веществом. Общество черпает из природы продукты питания, сырье для производства, находит в ней различные источники энергии. Конкретные условия географической среды (включая климатические) представляют собой конкретные, положительные или отрицательные, факторы развития производства и всей общественной жизни. Это воздействие может быть прослежено по нескольким основным направлениям: географическая среда влияет на общественное разделение труда, размещение и развитие отдельных отраслей производства. Уже первое в истории великое разделение труда, отделение скотоводства от земледелия, происходило с учетом условий географической среды. Необходимостью такого учета руководствуются и сегодня, размещая те или иные отрасли производства, прежде всего там, где для этого есть оптимальные географические условия; географическая среда влияет на развитие способностей человека, стимулируя это развитие в одних случаях и сдерживая в других. Если бы люди находили все средства к существованию в готовом виде, они не имели бы стимулов к развитию. И, напротив, крайне суровая и однообразная среда оказывается также неблагоприятной.
Для каждого природного региона характерно состояние предельной емкости его освоения. Выход за определенные рамки неизбежно приводит к рассогласованию процессов самоорганизации. Беспредельное удовлетворение человеческих потребностей за счет одной и той же территории невозможно. Только сочетание регионов, находящихся на разных стадиях освоения, обеспечивает действие законов самоорганизации.
В формировании образа природы, как саморазвивающейся системы, важнейшую роль играют: теория нестационарной Вселенной; теория синергетики и теория биологической эволюции (биосфера и ноосфера).
3. Экологические ценности современной цивилизации
В ХХ в. экологические проблемы переросли в общий экологический кризис планетарного масштаба во многом «благодаря» тому, что именно в этот период человек стал активной стороной взаимодействия в системе «Человек – Природа» и своими непродуманными действиями резко нарушил баланс экологического равновесия.
Если воздействие человека на природу становится негативным или даже угрожающим, возникают и обостряются так называемые глобальные экологические проблемы (взаимодействие современной цивилизации с природой), ибо они представляют собой проблему выживания человечества. К числу глобальных экологических опасностей чаще всего относят разрушение земной атмосферы, недостаток и загрязнение почвы.
Важная роль в решении экологической проблемы отводится сегодня формированию экологического сознания в качестве самостоятельной формы общественного сознания. Экологическое сознание – важнейший компонент экологической культуры, объединяющей все виды и результаты моральной и духовной деятельности людей, направленной на достижение оптимального взаимодействия общества и природы, на экологизацию материальной и духовной жизни общества.
Первостепенную роль формирования высокой экологической культуры играет экологическое образование и воспитание. Целью экологического воспитания и образования является целенаправленное формирование у каждого человека на всех этапах его жизни глубоких и прочных экологических знаний, целостных представлений о биосфере, понимание органической взаимосвязи и единства человечества и окружающей среды, роли природы в жизни общества и человека, необходимости и значимости ее охраны и рационального использования ресурсов, воспитания личной ответственности за состояние окружающей среды.
Сложность и острота современной экологической ситуации не может не тревожить современное общество. В качестве альтернативы сугубо потребительскому вектору развития в 1987 г. была разработана концепция устойчивого развития, в которой четко обозначены основные цели и задачи ближайшего будущего человечества. Главная цель новой стратегии – обеспечить выживание человечества путем, преодоления внутрисоциальной напряженности и конфликтности и сбалансированного социоприродного взаимодействия. Основной задачей устойчивого развития является достижение согласования социально-экономического развития и сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений с учетом демографического роста. Исходя из этого, устойчивое развитие предполагает такую социально-экономическую модель, которая способна удовлетворить потребности ныне живущих поколений и заложить благоприятные перспективы для будущих поколений.