1 Раскройте мир культуры как результат познавательной деятельности человека
2 Расскажите о политическом лидерстве – единстве деятельности и отношения
3 Расскажите об обществе как социальной реальности
Список использованных источников
1 Раскройте мир культуры как результат познавательной деятельности человека:
1 Специфика познавательного отношения человека к миру.
2 Деятельностный подход философского анализа культуры.
3 Традиции и новации в динамике культуры.
Специфика философии культуры по отношению к другим дисциплинам, изучающим культуру, заключается в том, что она постигает наиболее общие основы существования и функционирования культуры, ее отношение к важнейшим феноменам человеческого существования, а также методологию ее исследования в науке. Философия обсуждает вопросы определения культуры и ее отношения с другими понятиями, описывающими общественную жизнь, вопросы истории и будущего культуры, соотношения разных ее форм и компонентов, соотношения культур и их диалога, основных методологий и методов описания культуры и пр. По отношению к другим наукам, которые, исследуя культуру, опираются в основном на эмпирические теории или теории среднего уровня, философия культуры включает в себя теории верхнего уровня, абстрактные концепции о культуре вообще.
Можно выделить несколько подходов к определению понятия культуры. Культура понимается как искусственная среда обитания человека, как то, что противостоит естественной среде обитания, Природе. В латинском языке слово «культура» означает «возделанное». В этом значении культура – то, что создается искусственно и воспитывается людьми, в отличие от того, что развивается в обществе или отдельном человеке спонтанно, как дикорастущее растение. В самом общем плане культура определяется как форма духовного опыта общества, отличающая его от других обществ.
2 Расскажите о политическом лидерстве – единстве деятельности и отношения:
1 Лидерство: природа и функции.
2 Политическое лидерство в единстве деятельности и отношений.
Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация. Проблема «идеального правителя» занимала одно из центральных мест в истории политической мысли, начиная с эпохи античности и вплоть до конца ХIХ века. Яркими представителями героической концепции истории, рассматривающими историю как результат деятельности выдающихся личностей, являлись Т. Карлейль и Р. Эмерсон. Глубокое влияние на современные теории лидерства оказали теории Ф. Ницше, З. Фрейда, Г. Тарда, Г. Лебона.
Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения, институциализация и формализация лидирующих позиций, придание им сравнительно больших властных полномочий обязательны. Именно к такому типу объединений относится политика. В ней действуют огромные массы людей, ставящие перед собой вполне определенные, ясно осознанные цели и испытывающие непрерывное противодействие со стороны политических оппонентов. В силу этого институциализация лидирующих позиций проявляется в политике особенно отчетливо.
Цель данной темы рассмотреть феномен политического лидерства в единстве деятельности и отношений. В соответствии с целью определяются задачи: изучить природу и функции лидерства; охарактеризовать политическое лидерство в единстве деятельности и отношений.
3 Расскажите об обществе как социальной реальности:
1 Понятие социальной реальности.
2 Общество как социальная реальность.
Социология – наука о реальности; ее задача установление объективно значимых законов общества. Изучаемую социологией как наукой реальность составляют социальные факты, которые, по определению Дюркгейма, представляют собой способы сделать индивида восприимчивым к внешнему принуждению (эти способы могут быть либо уже устоявшимися, либо еще формирующимися институтами), которые являются общими для того или иного социального пространства и существуют независимо от своих индивидуальных проявлений. Социальная реальность надындивидуальна, ей принадлежит определяющая роль в детерминации человеческого сознания и поведения. Дюркгейм утверждает примат социальной реальности над индивидуальной: хотя исторически общество возникает как результат взаимодействия индивидов, однако, возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам, доминируя над индивидами, создавая их в процессе воспитания, сущность которого – социализация. Общество – источник всех высших ценностей, оно независимая от индивидов реальность, вне которой индивидуальная жизнь немыслима. Само общество выступает для индивида высшей ценностью и потому объектом всех культов, как религиозных, так и светских.
Цель данной темы рассмотреть общество как социальную реальность. В соответствии с целью определяются задачи: сформулировать понятие социальной реальности; охарактеризовать общество как социальную реальность.
1 Понятие социальной реальности.
Социальная реальность – наличное бытие человека; действительность, сотворенная человеком на основе преобразования природы и включения ее предметов и свойств в социальное содержательное функционирование.
Социальную реальность рассматривают как две группы социальных фактов: социальные структуры и социальные институты, акцентируя внимание на природе их взаимодействия.
1 Андреев С.С. Политический авторитет и политическое лидерство // Социально-политический журнал. – 1993. – № 1-2. – С. 18-20.
2 Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. – М.: Российская академия управления, 1992. – 135 с.
3 Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988. – 704 с.
4 Гуревич П. С. Философия культуры. – М.: Аспект Пресс, 1994. – 315 с.
5 Каган М. С. Философия культуры. – СПб.: Петрополис, 1996. – 415 с.
6 Кравченко А.И. Социология и политология. – М.: Мастерство, 2001. – 312 с.
7 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 479 с.
8 Трофимов М.И. Политическое лидерство // Социально-политические науки. – 1991. – № 2. – С. 15.