1. Дайте анализ состава преступления «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение».
2. Дайте анализ состава преступления «Дача взятки».
Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона:
3. Учащиеся 7-го класса Баранов и Алехин разбили витрину универмага и попытались похитить видеомагнитофон, но были задержаны. В процессе расследования было установлено, что им предложил совершить это преступление старший брат Баранова, работавший в универмаге.
Квалифицируйте действия указанных лиц.
1. Дайте анализ состава преступления «Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение».
Состав преступления - совокупность элементов и признаков, которые характеризуют деяние как преступное.
Все признаки состава преступления делятся на две группы – объективные и субъективные признаки. Первые характеризуют объект преступного посягательства и внешнюю сторону деяния, а вторые раскрывают характеристики лица, совершившего деяние, и его побуждения (внутреннюю сторону деяния).
Объективные признаки группируются в два элемента состава преступления: объект преступления и объективную сторону.
Объектом такого преступления, как вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное физическое и нравственное развитие несовершеннолетнего, исключающее антиобщественное поведение.
Дополнительным (факультативным) объектом такого преступления является здоровье несовершеннолетнего.
Потерпевшим от этого преступления может быть только несовершеннолетние, т.е. лицо, не достигшее возраста 18 лет.
Объективная сторона преступления выражается в активных действиях, направленных на вовлечение несовершеннолетних в:
- систематическое употребление спиртных напитков;
- систематическое немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ;
- занятие бродяжничеством или попрошайничеством.
Состав преступления формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения действий, направленных на вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение в указанных формах, независимо от того, совершил ли несовершеннолетний какое-либо из этих антиобщественных действий.
2. Дайте анализ состава преступления «Дача взятки».
Под дачей взятки следует понимать передачу лично или через посредника должностному лицу или его близким материальных ценностей или предоставление им выгод имущественного характера за использование должностным лицом служебных полномочий в интересах дающего или представляемых им лиц.
Объектом данного преступления являются интересы службы, т.е. общественные отношения, обеспечивающие соответствующее интересам службы содержание деятельности государственного, общественного и хозяйственного аппарата управления.
Следует обратить внимание на то, что предмет взятки является обязательным признаком такого состава преступления, как дачи взятки. Предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т.п.) либо выгоды имущественного характера независимо от их стоимости, предоставляемые должностному лицу исключительно в связи с занимаемым должностным положением.
Объективная сторона. Состав дачи взятки – формальный. Преступление считается оконченным с момента фактического принятия взятки или хотя бы части ее должностным лицом вне зависимости от того, были ли последним выполнены обусловленные взяткой действия в пользу дающего или нет.
Альтернативными преступными действиями являются: 1) незаконное предоставление должностному лицу материальных ценностей или 2) незаконное предоставление выгод имущественного характера.
С субъективной стороны дача взятки предполагает наличие прямого умысла. Вина устанавливается по отношению к деянию – факту предоставления незаконного вознаграждения. Взяткодатель сознает, что передает должностному лицу материальные ценности или предоставляет ему выгоды имущественного характера за совершение или несовершение определенных действий по службе или за покровительство либо попустительство по службе в его интересах, т.е. субъект должен сознавать общественно опасный характер своего действия и желать его совершить.
3. Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона: учащиеся 7-го класса Баранов и Алехин разбили витрину универмага и попытались похитить видеомагнитофон, но были задержаны. В процессе расследования было установлено, что им предложил совершить это преступление старший брат Баранова, работавший в универмаге. Квалифицируйте действия указанных лиц.
Решение: Для верной квалификации действий Баранова и Алехина следует принять во внимание их возраст. В условии представленной задачи сказано, что они учащиеся 7-го класса, следовательно, им может быть 13 либо 14 лет.
В условии сказано, что Баранов и Алехин разбили витрину универмага и попытались похитить видеомагнитофон. Их действия имеют в себе признаки такого состава преступления, как грабеж, т.е. открытое похищение имущества. В данном случае будет иметь место именно грабеж, а не кража, т.к. разбивая витрину магазина, школьники понимали, что такой способ никак не подходит для тайного похищения имущества. Поэтому, если парням исполнилось по 14 лет, то их действия следует квалифицировать как грабеж, т.к. субъектом грабежа является физическое вменяемое лицо, достигшее 14летнего возраста. Если парням было по 13 лет, то они не будут являться субъектами преступления, а, следовательно, данные действия не будут вменены им как грабеж. Также следует обратить внимание на то, что преступление совершено группой лиц, т. к. преступление признается совершенным группой лиц, если хотя бы два лица совместно участвовали в совершении данного преступления в качестве его исполнителей.
Т.к. грабеж считается оконченным с момента, когда виновный завладел имуществом и получил реальную возможность пользоваться и распоряжаться им, а в данном случае Баранов и Алехин были задержаны до того, как у них появилась возможность пользоваться и распоряжаться украденным магнитофоном, то в этой ситуации будет покушение на грабеж. Покушением на преступление признается умышленное действие или бездействие лица, непосредственно направленное на совершение преступления, если при этом оно не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам, т.е. в данном случае таким препятствием стало их задержание.
3. Решите и обоснуйте решение практической ситуации со ссылкой на соответствующие статьи закона: учащиеся 7-го класса Баранов и Алехин разбили витрину универмага и попытались похитить видеомагнитофон, но были задержаны. В процессе расследования было установлено, что им предложил совершить это преступление старший брат Баранова, работавший в универмаге. Квалифицируйте действия указанных лиц.
1. Бабий, Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учебное пособие / Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, В.В. Борода и др.; под ред. Н.А. Бабия и И.О. Грунтова. – Минск: Новое знание, 2002. – 902 с.
2. Лукашов, А.И. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учебное пособие / А.И. Лукашов и др.; под общей ред. А.И. Лукашова. – Минск.: Издательство Гревцова, 2009 – 960 с.
3. Лосев, В.В. Преступления против интересов службы: уголовная ответственность за взяточничество: учебно-методическое пособие / В.В. Лосев; Брест. гос. ун-т имени А. С. Пушкина, Каф. уголовно- правовых дисциплин. – Брест: БрГУ, 2009. – 57 с.
4. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь, 2-е изд., с изменениями и дополнениями / под ред. А.В. Баркова и В.М. Хомича. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010 – 1064 с.
5. О применении судами уголовного законодательства по делам о хищениях имущества: Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, 21 дек. 2001, N 15 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. // Консультант Плюс [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.