1. Раскройте сущность понятия «социальная мобильность»
2. Охарактеризуйте концепции происхождения, сущность и функции государства
Список использованных источников
1. Раскройте сущность понятия «социальная мобильность»
В социологии свое развитие получили множество теорий социальной структуры общества, одной из первых среди которых является марксистское социально-классовое учение, согласно которому система общества представляет собой взаимоотношения классов, общественных прослоек и социальных групп. Классы, центральное звено данной концепции, определяются как большие социальные группы, отличающиеся своей ролью во всех сферах жизнедеятельности, которые возникают и существуют на основе коренных социальных интересов.
Основоположником теории классового общества является К. Маркс. Социальные классы у К. Маркса это экономически детерминированные и генетически конфликтные группы. Основой разделения на группы является наличие или отсутствие частной собственности. К. Маркс определяет классовые отношения в общем смысле как отношения угнетателей и угнетаемых; с такой позиции история всех предшествующих обществ является историей классовой борьбы. С другой стороны, понятие классов (буржуазии и пролетариата) он представляет как исторический феномен, как строй, сменивший сословную иерархию. И, в-третьих, понятие класса содержит как категориальный (объективное положение класса), так и деятельностный аспект (класс для себя вследствие борьбы против общего противника). В первом случае положение класса определяется производственными отношениями, во втором - класс зарождается лишь в результате осознания своей общности в борьбе против общего врага, и что общественный строй изменяется совместными действиями. [2, c. 65] Процесс образования классов происходит двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая изначально включает родовую знать, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу.
Данный подход отражен в знаменитом определении классов, представленном В.И.Лениным. Он называл классами большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Итак, важнейший объективный признак классов - это их место в исторически определенном способе производства, их отношение к средствам производства. Этот признак является ведущим в целостной совокупности признаков классовой дифференциации общества. Он определяет и роль классов в общественной организации труда, и формы, способы получения, размеры их доходов и т. д. [9, c. 80]
2. Охарактеризуйте концепции происхождения, сущность и функции государства
Государство выступает центральным элементом любой политической системы. Оно наделяет её определенными единством и стабильностью, упорядочивает функционирование общества, направляет и осуществляет руководство им, используя его ресурсы. Государство представляет собой определенную социальную форму, которая характеризует значимые интересы индивидов, групп, обществ и представляет способ их реализацию. Одним из основных признаков государства является наличие публичной власти как специфической системы органов управления социальными процессами. Также государство характеризуется территориальной организацией населения, являющегося объектом государственной власти и обладанием господствующей властью относительно любой другой власти внутри страны и самостоятельностью в системе внешнеполитических отношений. К признакам государства следует отнести право на нормирование жизни общества с помощью законов и других нормативных актов, а также монополию на легальное применение силы в рамках закона и на взимание налогов и сборов с населения. Государство как исторический феномен, возникает в результате процессов, происходящих в структуре человеческих обществ, связано с изменением потребностей людей. Различные формы саморегуляции и самоорганизации людей, такие, как традиции, обычаи, нормы, поддерживаемые авторитетом вождей и лидеров, а также мнением всего рода, племени, являлись предшественниками государственного регулирования. Государство зарождается в период трансформации родоплеменного строя вследствие влияния таких основных факторов:
• процесса перехода общества от присваивающего хозяйства к производящему;
• специализации видов трудовой деятельности, выделения управленческого труда в особую отрасль;
• развития социальной природы человека, проявляющейся в стремлении к определенным формам общежития;
• появления института частной собственности и необходимости в регулирования имущественных отношений;
• потребности в вооруженной силе с целью сохранения и приумножения собственности и территории.
Государство появляется в итоге естественного развития общества на определенной ступени его зрелости, однако в политической науке оформились разные теории происхождения государства.
1. Бабосов, Е. М. Общая социология : учеб. пособие для студ. вузов/ Е.М. Бабосов.- 4-е изд., перераб. и доп.- Минск : ТетраСистемс, 2010. - 608 с.
2. Волков, Ю.Г. Социология: история и современность / Ю.Г. Волков, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин ; под ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов-на-Дону : «Феникс», 1999. - 672 с.
3. Вострикова, В.В. Либеральная концепция формирования гражданского общества в России: от теории к практике (конец XIX – начало ХХ в.) / В.В. Вострикова // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А.С.Пушкина - 2011. - №2. - Том 4. – С. 34-43.
4. Гессен, С.И. Политическая свобода и социализм. Избранное / С.И. Гессен: [сост. Автро вступ. Ст. Е.Л. Петренко, авторы коммент. М.И. Иванов, Т.В. Иванова]. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010 – С. 43-394.
5. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / Сборник учебных материалов / под ред. Мелешкиной Е. Ю. — М. : Издательство «Весь мир», 2001. — 304 с.
6. Политология / Учебник для вузов / С. В. Решетников и [др.] ; под ред. проф. С.В. Решетникова. — Минск : ТетраСистемс, 2011. — 398 с.
7. Политология: Учебное пособие / Е.В. Пиульский, Н.Н. Гончаров, Л.И.Цыганкова; под ред. Е.В. Пиульского. – Гродно : ГрГУ, 2003. – 164 с.
8. Проскура, О.В. Понятие мобильности. Виды мобильности. Академическая мобильность / О.В. Проскура, И.Ю. Герасимчук // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2014. - №13 (342). – С. 94-98.
9. Радугин, А.А Социология: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп./ А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М. : Центр, 1999. – 160 с.
10. Романова, К.С. Социальные лифты как средство социальной мобильности / К.С. Романова // Дискурс-Пи. - 2015. - Т. 12, № 2. - С. 30-34.
11. Чекарева, А.В. Социальная мобильность как механизм социального неравенства / А.В. Чекарева // Вестн. Волж. ун-та им. В.Н. Татищева. - 2014. - № 1 (15). - С. 231-237.
12. Тычинская, Т.А. Либеральная концепция демократического государства Дж. Ст. Милля (по книге «Размышления о представительномправлении») / Т.А. Тычинская // Вестник Брянского гос. ун-та. – 2012. - №2. – С. 92-96.
13. Фролов, С.С. Социология : учебник / под общ. ред. С. С. Фролова. – 3-е изд., доп. – М. : Гардарики, 2000. – 344 с.