1. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
3. СТИЛИ РУКОВОДСТВА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Функции управления – это специализированные виды управленческой деятельности необходимые для достижения целей. Состав функций управления определил Анри Файоль. Он выделял предвидение, организацию, распорядительство, координацию и контроль. Функции управления реализуются в определенной последовательности и образуют управленческий цикл, в рамках которого они находятся в тесной взаимосвязи. Планирование - это одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Именно посредством планирования руководство организации пытается установить основные направления усилий и принятия решений, которые в дальнейшем обеспечат единство целей для всех ее членов. В управлении планирование занимает первостепенное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации. Планирование как технологический процесс предусматривает разработку комплекса мероприятий, которые определят последовательность достижения конкретных целей с учетом эффективного использования ресурсов.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРУКТУРА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
Организационная структура управления (ОСУ) – это схема распределения основных функций за подразделами и отдельными работниками, которые выполняют задачи, связанные с принятием и реализацией программ предприятия. Как правило, организационная структура в обобщенном виде имеет форму пирамиды с уровнями управления (высший – институционный, средний – управленческий, нижний – технический). Количество уровней управления зависит от подчинения, объема производства, функций, задач и др. Уровень управления – совокупность подразделов, отдельных специалистов, которые самостоятельно принимают решение без обязательного согласования с высшим звеном. Таким образом, ОСУ – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
3. СТИЛИ РУКОВОДСТВА
Во взаимодействии руководителя и подчиненных важнейшее значение имеет способ их взаимоотношений. Его, безусловно, задает руководитель. В теории менеджмента этот способ определяется как стиль. Стиль руководства – это способ общения и взаимодействия руководителя с подчиненными. От стиля руководства в определяющей степени зависит психологический комфорт сотрудников. Задает стиль именно руководитель характером своего отношения к подчиненным. А это, в свою очередь, определяет самочувствие сотрудников на работе. Теория менеджмента на заре своего создания, то есть почти сто лет назад, выдвинула четыре стиля руководства, которые стали классикой. Позднее к ним присоединился еще один – пятый. Итак, в современной теории менеджмента существует пять классических стилей руководства: демократический, либеральный, авторитарный, тоталитарный и гибкий [3, с. 148]. Демократический стиль руководства основан на том, что подчиненные участвуют в принятии решений и разделяют ответственность. Название данного стиля руководства произошло от латинского слова demos – власть народа. Демократический стиль сегодня по праву считается лучшим. Согласно специальным исследованиям, он в полтора-два раза эффективнее всех других стилей. Ничего более эффективного в способах управления не придумано. Еще две с половиной тысячи лет назад в Античном Риме был создан политический строй, называемый Республикой. Способ управления государством при нем был назван демократией. Она включала: выборность и ежегодную сменяемость высших должностных лиц (консулов); разделение исполнительной (консулы), законодательной (Сенат) и судебной властей; контроль народа (плебса) за деятельностью государственных чиновников (народные трибуны и их «право вето»).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Условие:
Какие социально-психологические методы используют в Вашей организации? Опишите их.
Социально-психологическое воздействие на персонал осуществляется с помощью социальных и психологических методов. Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг. Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в, значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. На исследуемой организации ООО «Провит-Бел» используют метод социальных норм, который позволяет упорядочить социальные, отношения между коллективами и внутри них на основе таких социальных норм, как гуманность, соучастие, сопереживание, критическое отношение к своим недостаткам, честность и т.д. Также используют воспитательные методы, которые включают пропаганду и агитацию, убеждение и воспитание, контроль за деятельностью руководства, участие исполнителей в управлении.
1. Афитов, Э.А Планирование на предприятии : учеб. пособие для вузов / Э.А. Афитов. – Мн. Выш.шк., 2006.-302 с.
2. Брасс, А.А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции: учеб. пособие / А.А. Брас. – Мн.: Соврем. шк., 2006. – 348 с.
3. Глазов, М.М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента: учеб. для вузов / М.М. Глазов, И.П. Фирова, О.Н. Истомина. – СПб.: Андреев. изд. Дом, 2007. – 251 с.
4. Золотогоров, В.Г. Организация производства и управления предприятием : учеб. пособие для вузов / В.Г. Золотогоров. – Мн. : Кн.дом, 2005. – 448с.
5. Ильин, А.И. Планирование на предприятии : учеб пособие для вузов / А.И. Ильин. – Минск : Новое знание, 2011. – 688 с.
6. Климович, Л.К. Основы менеджмента: учеб. пособие для ссузов / Л.К. Климович. – Мн.: РИПО, 2010. 287 с.
7. Планирование на предприятии / [Е.Н. Симунин и др.]. – М. : КноРус, 2008. – 336 с.
8. Платонова, Н.А. Планирование деятельности предприятия : учеб. пособие для вузов / Н.А. Платонова. – М. : Дело и Сервис, 2005. – 432 с.