Вопрос 4 Философия эпохи Возрождениях (Н. Коперник, ДЖ. Бруно, Г Галилей)
Введение
1 Особенности философии эпохи Возрождения
2 Гелиоцентрическая система Николая Коперника
3 Натурфилософия и идеи космологии Джордано Бруно
4 Научные открытия Галилео Галилея
Заключение
Вопрос 27 Социализация личности
Введение
1 Сущность процесса социализации личности
2 Стадии социализации
3 Механизмы социализации
4 Факторы, влияющие на социализацию
Заключение
Список используемой литературы
Вопрос 4 Философия эпохи Возрождения (Н. Коперник, ДЖ. Бруно, Г Галилей)
Введение
Человек всегда пытался и пытается осмыслить, какое место он занимает во Вселенной, что такое этот мир, как он устроен, всегда ли существовал и, если нет, то возник ли сам или создан кем-то. Все свои мысли, представления, идеи, целые теории по этому поводу человек обобщал, в частности, в различных картинах мира на протяжении всей истории развития цивилизации.
Картина мира всегда была тесно связана с мировоззрением, выступала одним из способов его формирования. Видение мира именно как картины никогда не было случайным, оно отражало (и отражает) определённый этап в понимании человеком себя и способа своего отношения к миру. Картина мира, таким образом, является своеобразным итогом мировоззренческих исканий.
1 Особенности философии эпохи Возрождения
Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в изобретении новых приборов (сложного микроскопа, телескопа, термометра, барометра), благодаря чему научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем когда-либо прежде; в области естественных наук (рост объема сведений о живой природе), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), математики и механики [1, c. 57].
2 Гелиоцентрическая система Николая Коперника
Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой "великих открытий". Кругосветные путешествия, открытие Нового света, когда впервые представилась возможность выйти за пределы "мира", известного античной и средневековой географии, предшествовали многочисленным важным открытиям в самых различных областях естествознания. Однако ни одно из поистине выдающихся научных наблюдений и открытий не имело такого исключительно важного значения, как создание великим польским астрономом Николаем Коперником (1473-1543) гелиоцентрической системы мира.
3 Натурфилософия и идеи космологии Джордано Бруно
В творчестве итальянского философа, ученого и поэта Джордано Бруно (1548-1600) впечатляющие и глубокие результаты получила натурфилософия эпохи Возрождения.
Основным источником натурфилософской доктрины Джордано Бруно стала гелиоцентрическая астрономия Николая Коперника. Её он прежде всего и защищал – как подлинную реальность – в своих многочисленных диспутах и спорах со сторонниками традиционной системы мира. Космологическая доктрина – одна из главных компонент натурфилософии Бруно [5, c. 73].
4 Научные открытия Галилео Галилея
Итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) справедливо считается подлинным основоположником метода исследования природы. Его научная деятельность сочеталась с глубоким осознанием философских основ нового естествознания: идеи, высказанные Галилеем в этой связи, делают его первым представителем механистического материализма. Астроном, механик и философ, Галилей дал в своих сочинениях развернутое и стройное изложение экспериментально-математического метода и четко сформулировал сущность соответствующего понимания мира [4, c. 155].
Заключение
Слово науки весомо, и оттого рисуемая нею картина мира часто при-нимается за точное отражение реальной действительности, за изображение вселенной такой, какая она есть на самом деле, независимо от людей. Но наука претендует на эту роль – бесстрастного и точного зеркала, отражающего мир в строгих понятиях и стройных математических вычислениях..
Догма о неподвижности и исключительности Земли была разрушена положением Николая Коперника о том, что большинство видимых небесных движений есть лишь следствие движения Земли как вокруг своей оси, так и вокруг Солнца. Поменяв местами Землю и Солнце, Коперник стал рассматривать Солнце как абсолютный центр Вселенной.
Вопрос 27 Социализация личности
Введение
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
Ценность человека состоит не только в его делах и поступках, но и в его умении постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, все более глубоко познавать свои возможности и максимально использовать их в своей жизни и деятельности. Только постоянное самопознание и саморазвитие являются инструментарием открытия своего неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявление тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере.
1 Сущность процесса социализации личности
В социологии личность рассматривается как итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств. Индивид – это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.
Механизм и процесс формирования личности раскрывается в социологии на основе понятия «социализация». Социализация – это процесс, посредством которого индивидом усваиваются основные элементы культуры: символы, смыслы, ценности, нормы.
На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. Социализация – это процесс становления социального «Я».
2 Стадии социализации
Выделяют следующие стадии социализации:
1 Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2 Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения).
3 Механизмы социализации
– идентификация;
– подражание – воспроизведение опыта других, их движений, манер, поступков, речи;
– полоролевая типизация – приобретение поведения, характерного для людей своего пола.
4 Факторы, влияющие на социализацию
Социальная активность – главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека.
Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.
Заключение
Социализация – это трудный и долгий процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества: определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования личности в данном обществе.
Механизм социализации человека состоит из принятия решений, целеобразования, мобилизации внутренних ресурсов, построения различных стратегий поведения.
1 Родчанин Е.Г. Философия: Исторический и систематический курс. – М., 2004.
2 Коплстон Ч.Ф. История средневековой философии. – М., 1997.
3 Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
4 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: Учеб. пособие. – М., 1991.
5 Лишевский В.П. Охотники за истиной: Рассказы о творцах науки / Отв.ред. С.С.Григорян; АН СССР. – М.: Наука, 1990.
6 Кириллин В.А. Страницы истории науки и техники. – М.: Наука
7 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М., 1997 С.117
8 Фролов С.С. Социология. Учебник для вузов. – М., 1997 С.213
9 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. – М., 1997 С.119
10 Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Рос-тов-н/Д : Феникс, 2003.
11 Лавриненко В.Н. Социология. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
12. Кон И.С. Открытие «Я». – Новый мир, 1977.
13 Социальная психология. Под ред. Е.С. Кузьмина, – Ленинград, 1979.