1. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект
2. Виды государственных предприятий в РБ
3. Цели деятельности предприятия (фирмы)
Список использованных источников
1 Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект
В отличие от теории потребления в теории производства рассматриваются не потребители, а субъекты производства, хозяйствования. Они ведут хозяйственную деятельность, т.е. используют ресурсы, осуществляют выпуск продукции или оказывают услуги. К ним применяются термины «предприятие», «производитель», «фирма». Следует различать, какой смысл вкладывается в термин «предприятие» в каждом конкретном случае. В узком понимании имеются в виду отдельный завод, фабрика, сельскохозяйственная организация или организация сферы услуг, имеющие законченный производственный цикл и выход на рынок. Предприятие в широком понимании – это фирма, состоящая из одного или нескольких заводов или других единиц, собственник или собственники которой являются организациями хозяйственной деятельности, самостоятельными рыночными субъектами, подчиняющимися единой цели. Отрасль представляет собой совокупность фирм или предприятий, выпускающих однотипную продукцию (машиностроение, электроника, пищевая промышленность, розничная торговля, банковское дело и др.).
Хозяйствующие субъекты делятся на коммерческие и некоммерческие. Первые работают ради прибыли, их деятельность связана с коммерческим риском и самоокупаемостью, свободой предпринимательства и частной собственностью. Вторые создаются ради удовлетворения общественных потребностей и часто являются неприбыльными, финансируемыми за счет госбюджета или каких-либо фондов.
2 Виды государственных предприятий в РБ
Предприятия создаются и функционируют в соответствии с государственным законодательством, которым регулируются все аспекты формирования и деятельности предприятий всех форм собственности и видов.
Законодательство РБ проводит деление предприятий на виды в зависимости от того, на какой форме собственности они основаны. Это предприятия:
- основанные на государственной собственности;
- основанные на коллективной собственности;
- основанные на частной собственности;
- основанные на совместной собственности;
- основанные на смешанных формах собственности.
Закон не приводит более углубленной классификации внутри указанных форм собственности, кроме выделения двух организационно-правовых видов предприятий, основанных на государственной форме собственности: государственного, создаваемого органами государственного управления Республики Беларусь, уполномоченными управлять государственным имуществом, и коммунального, создаваемого местными Советами народных депутатов или уполномоченными ими местными органами управления.
Эту классификацию расширяет закон Республики Беларусь «О собственности в РБ», выделяющий из предприятий, основанных на коллективной форме собственности, следующие организационно-правовые формы предприятий: арендные, коллективные, кооперативы, акционерные общества, хозяйственные общества и товарищества, хозяйственные ассоциации.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 закона Республики Беларусь «О предприятиях в РБ» к государственным относятся предприятия создаваемые органами государственного управления Республики Беларусь, которые уполномочены управлять государственным имуществом или путем передачи предприятий и иных имущественных комплексов из союзного подчинения в собственность Республики Беларусь.
Кроме того, законодательство предусматривает еще один способ их образования: создание государственным предприятием еще одного (например, малого предприятия).
Государственные предприятия являются самостоятельными товаропроизводителями и полноценными участниками предпринимательской деятельности.
Имущество таких предприятий является собственностью республики и закрепляется за ними на праве владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником и законодательством.
3 Цели деятельности предприятия (фирмы)
Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли или, точнее, максимизацию прибыли. Поэтому поведение предприятия (фирмы) можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности: 1) деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции; 2) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.
Однако представление о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.
Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п.
Существуют подходы, при которых используется тезис максимизации тех или иных параметров (бихевиористские модели).
Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При описании целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желаемого уровня. В этом случае осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической.
Локальный поиск – реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений; исследовательский поиск ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с «окружающей средой»; стратегический связан с прилагаемыми фирмой усилиями наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей.
Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли).
Примером могут служить цели международной корпорации ЗМ, а также общие тенденции развития производства в Японии. ЗМ является организацией работников и акционеров, которые соединили свои ресурсы для достижения общих целей создания товаров и услуг, для получения гарантированного дохода на вложенный капитал, для создания адекватных социальных и экономических условий жизнедеятельности общества.
В Японии многие всемирно известные фирмы придерживаются концепции, отражающей еще более широкие цели деятельности, содержащие стремление «.. .к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества».
1. Основы экономики предприятия: учебное пособие / Т.В. Яркина. – Москва, Издательство «Вита», 2005. – 78 с.
2. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с
3. Экономическая теория (Общие основы): курс лекций. / Пацкевич Л.П. – 4-е издание –Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 277 с
4. Экономическая теория: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеловой. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. С. 202–214.
5. Экономическая теория: учебное пособие / И.В. Новикова. Минск: БГЭУ, 2006. – С. 219–221.