Теоретический вопрос. Правовой режим национальных парков
Задача. Общественное объединение «Зеленая планета» обратилось в областное управление Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь с заявлением о предоставлении информации о планируемых объемах работ по воспроизводству (восстановлению) лесов в Н-ском районе. В своем ответе орган государственного управления отказал в предоставлении запрашиваемой информации. При этом причинами отказа были названы:
- общественное объединение не указало целей, для осуществления которых необходима подобная информация;
- такого рода информация может иметь коммерческий характер, т.е. являться специализированной;
- требуется заключение договора о предоставлении специализированной экологической информации.
Определите законность обращения общественного объединения в государственный орган и обоснованность предоставленного ответа.
Список использованных источников
Теоретический вопрос. Правовой режим национальных парков
Закон «Об охране окружающей среды» в ст.62 устанавливает, что особой охране подлежат только природные объекты. Закон «Об особо охраняемых природных территориях» в качестве объекта охраны определяет природные комплексы и объекты.
В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство Республики Беларусь.
Важнейшим условием функционирования национальных парков является установление режима их охраны и использования. Однако в настоящее время существуют некоторые сложности в определении такого режима. Согласно ч.1 ст.12 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», режим охраны и использования национального парка устанавливается положениями, утверждаемыми в соответствующем порядке. Положения о национальных парках «Нарочанский» и «Беловежская пуща» утверждены указом Президента, «Браславские озера» – постановлением Правительства.
Таким образом, на данном этапе для упорядочения рассматриваемых отношений, придания им стабильности целесообразно положения о национальном парке утверждать указом Президента. В этих целях слова «Правительства Республики Беларусь» из ч.1 и ч.3 ст.24 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» следует исключить.
Другим аспектом рассматриваемой проблемы является то, что положения о национальных парках различным образом устанавливают режим охраны и использования данной правовой категории, что не объясняется, однако, только необходимостью дифференцированного подхода к определению режима для того или иного парка. Необходимо отметить, что сама структура Положений различна, следствием чего является их различное содержание. Кроме того, положения о национальных парках «Браславские озера», «Нарочанский» и «Припятский» необходимо привести в соответствие с новой редакцией Закона «Об особо охраняемых природных территориях». Учитывая изложенное, для целей унификации Положений, их структуры и общего содержания представляется целесообразным разработать и утвердить Указом Президента Республики Беларусь Типовое положение о национальном парке [10].
В соответствии с законодательством Республики Беларусь особый режим охраны и использования распространяется только на территорию национального парка. Ч.1 ст.25 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» описывает состав земель парка, образующих его территорию: земли, предоставленные в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, и земли иных землепользователей. Как видно, в состав земель парка не включаются земли собственников. Это вытекает из ст.4 и ст.5 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которым данные территории находятся только в собственности государства, не подлежат разгосударствлению и приватизации, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, и передаче в частную собственность [10].
Задача
Общественное объединение «Зеленая планета» обратилось в областное управление Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь с заявлением о предоставлении информации о планируемых объемах работ по воспроизводству (восстановлению) лесов в Н-ском районе. В своем ответе орган государственного управления отказал в предоставлении запрашиваемой информации. При этом причинами отказа были названы:
- общественное объединение не указало целей, для осуществления которых необходима подобная информация;
- такого рода информация может иметь коммерческий характер, т.е. являться специализированной;
- требуется заключение договора о предоставлении специализированной экологической информации.
Определите законность обращения общественного объединения в государственный орган и обоснованность предоставленного ответа.
Ответ
На основании ст.74-6 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», заявление о предоставлении экологической информации содержит:
сведения об обладателе экологической информации (наименование государственного органа или иной государственной организации, другого юридического лица, фамилия, имя, отчество должностного лица или индивидуального предпринимателя);
сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и место жительства гражданина, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его регистрационный номер и наименование регистрирующего органа, наименование и место нахождения юридического лица).
1. Об организации нотариальной деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 нояб. 2013 г., № 523 // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., 1/14639.
2. Об особо охраняемых природных территориях: Закон Республики Беларусь, 20 окт. 1994 г., № 3335-XII: В ред. Закона от 23 мая 2000 г. №396-З // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1994. № 35. Ст. 570; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 52. 2/171.
3. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь, 26 ноября 1992 г. № 1982-XII: В ред. Закона от 17 июля 2002 г. № 126-З (с изм. и доп.: Закон от 29 окт. 2004 г. №319-З) // Ведомости Верховного Совета Респ. Беларусь. 1993. № 1. Ст. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2002. № 85. 2/875; 2004. № 174. 2/1068.
4. Балашенко С.А., Макарова Т.И., Лизгаро В.Е. Экологическое право: Учебное пособие для высших учебных заведений по юридическим специальностям. Минск: БГУ,2009. – 493 с.
5. Боголюбов С.А., Кичигин Н.В., Сиваков Д.О. Экологическое право. М.: Проспект: Велби, 2008. – 224 с.
6. Винокуров А.Ю. Экологическое право. М.: Юрайт-Издат, 2004. – 223 с.
7. Высторобец Е.А. Экологическое право – мотивация в международном сотрудничестве. – М.: Наука 2006. – 383 с.
8. Гавриленко Н.Г., Ядевич Н.И., Изотко В.П. Экологическое право. Термины и определения. Минск, 1998. – 165 с.
9. Демичев Д.М. Экологическое право. Особенная часть.. Учебная пособие. Минск: Ураджай, 2002. – 460 с.
10. Жлоба, А.А. Правовые основы регулирования режима национальных парков / А.А.Жлоба // Вестн. Конституц. суда. – 2005. – № 4. – С. 108-112.