1. Определение понятия «маркетинг». Цели и задачи маркетинга, их содержание. Виды маркетинга.
2. Понятие «позиционирования». Основные типы позиционирования. Этапы позиционирования товара на рынке.
Задача 1. Выбрать один из сегментов рынка по критерию максимального размера сбыта, исходя из следующих показателей (данных в таблице 1).
Задача 2. Компания «Авангард» специализируется на установке пластиковых окон, балконных рам, жалюзи и является лидеров в своём городе. Среднее время выполнения работы данной организацией - три дня. Сравните конкурентоспособность компаний по скорости оказания услуг: Grad обслуживает средний заказ за 4 дня, компания «Оконный дизайн» - за пять дней, «МаксПласт» - за два дня, компания «Планета окон» выполняет работу в течение недели.
1 Определение понятия «маркетинг». Цели и задачи маркетинга, их содержание. Виды маркетинга.
Маркетинг представляет собой социально-управленческий процесс создания, производства и реализации товаров, имеющих потребительскую ценность, направленный на удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей [1]. Основная цель маркетинга – обеспечение максимального объёма прибыли в процессе купли-продажи, при котором удовлетворение спроса является фактором достижения цели [2]. Эта цель включает в себя промежуточные цели:
1. Максимизация возможно высокого уровня потребления – фирмы пытаются увеличить свои продажи, максимизировать прибыль с помощью различных способов и методов (вводят моду на свою продукцию, намечают стратегию роста продаж и др.).
2 Понятие «позиционирования». Основные типы позиционирования. Этапы позиционирования товара на рынке.
Позиционирование – это определение с позиций потребителем места товара на рынке в ряду других, аналогичных ему товаров. Позиционирование товара на рынке – это комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар занимает собственное, отличное от других и выгодное для компании место по отношению к аналогичным товарам.
К стратегиям позиционирования относятся:
- позиционирование по специфическому свойству (например, низким ценам);
- по соотношению цена – качество;
- по выгодам для потребителя или потребностям, которые удовлетворяет товар;
- по конкуренту, когда продукт позиционируется по отношению к конкуренту.
Задача 1. Выбрать один из сегментов рынка по критерию максимального размера сбыта, исходя из следующих показателей (данных в таблице 1).
Для того чтобы выбрать один из сегментов рынка определим размер сбыта для каждого сегмента. Объём потенциального сбыта рассчитывается по формуле:
Q = N · d (1)
где N – ёмкость рынка или рыночного сегмента, тыс. ед.,
d – предполагаемая доля рынка компании.
Задача 2. Компания «Авангард» специализируется на установке пластиковых окон, балконных рам, жалюзи и является лидеров в своём городе. Среднее время выполнения работы данной организацией - три дня. Сравните конкурентоспособность компаний по скорости оказания услуг: Grad обслуживает средний заказ за 4 дня, компания «Оконный дизайн» - за пять дней, «МаксПласт» - за два дня, компания «Планета окон» выполняет работу в течение недели. Будет ли длительность выполнения заказа прямо пропорциональна конкурентоспособности, или это обратно-пропорциональная зависимость? Какие факторы, кроме сроков работы, значимы при оценке конкурентоспособности подобных услуг?
Из условия определено, что лидер среди компаний по установке окон – «Авангард», время работы – 3 дня. Это будет компания эталон. Сравним конкурентоспособность четырех компаний по установке окон с эталоном. Рассчитать конкурентоспособность (К) по данному показателю можно через отношение параметров исследуемых образцов к эталону
1 Акулич И.Л. Маркетинг: учебник для студ. экон. спец. вузов / И. Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2009. – 512 с.
2 Маслова Т.Д. Маркетинг / Т.Д. Маслова, Л.Н. Ковалик, С.Г. Божук. – СПб: Питер, 2002. – 400 с.
3 Шиповских, И. Ю. Основы маркетинга. Краткий курс: учебное пособие / И. Ю. Шиповских. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 176 с.
4 Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 219 с.
5 Захарова И.В. Маркетинг в вопросах и решениях: учебное пособие для практических занятий / И. В. Захарова, Т. В. Евстигнеева. – УлГТУ, 2012. – 227 с.