1. Дайте представление о коммерческой службе торговой организации. Охарактеризуйте функции и задачи отдела закупок (отдела материально-технического снабжения). Проанализируйте каждую из этих функций.
2. Дайте представление о показателях оценки эффективности деятельности предприятия. Охарактеризуйте факторы успешной коммерческой деятельности, зависящие от организации и факторы независящие от организации. Проанализируйте перечень мероприятий по увеличению эффективности работы коммерческого предприятия.
3. Практическое задание
Список используемой литературы
1. Дайте представление о коммерческой службе торговой организации. Охарактеризуйте функции и задачи отдела закупок (отдела материально-технического снабжения). Проанализируйте каждую из этих функций.
Любая деятельность имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей. Цели коммерческой деятельности вытекают из самой ее сущности как деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами по производству или приобретению и продаже товаров либо оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных контрагентов. Коммерческая деятельность оперирует теми же элементами рынка, что и маркетинг [2, c. 73]. Главная цель коммерческой службы – формирование системы оперативно-организационных мероприятий, направленных на организацию и управление процессами купли-продажи товаров с целью удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли. Операции, совершаемые в коммерческой деятельности, подразделяют на два вида: технологические и коммерческие. Отдел снабжения функционирует в рамках коммерческой деятельности субъекта хозяйствования, подразумевающей осуществление различных торговых операций, связанных с приобретением необходимых ресурсов и реализацией произведенной продукцией. Оптимальная организация данного структурного подразделения в некоторой мере определяется уровнем использования средств в производстве, ростом производительности труда, снижением себестоимости продукции, увеличением рентабельности и прибыли предприятия. Такую же роль играет отдел материального снабжения в управлении производством.
2. Дайте представление о показателях оценки эффективности деятельности предприятия. Охарактеризуйте факторы успешной коммерческой деятельности, зависящие от организации и факторы независящие от организации. Проанализируйте перечень мероприятий по увеличению эффективности работы коммерческого предприятия.
Основными показателями оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия являются:
- прибыль
- рентабельность продажи
- коэффициент реализации.
- Коэф.оборачиваемости оборотных средств (дн.)
Прибыль и рентабельность в условиях формирования рыночной экономики являются важнейшими показателями хозяйственной деятельности торгующих организаций и предприятий. Прибыль отчетного периода представляет собой сумму финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг и прибыли, полученной от внереализационных операций (аренда, долевое участие в совместн.предприятиях, дивиденды, штрафы от должников). Прибыль от реализации определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на производство и налогами. Размер прибыли характеризует его доходность. Но сама сумма прибыли не дает информации об эффективном использовании материальных и трудовых ресурсов, основных фондов. Поэтому для оценки эффективности работы предприятия используют показатели рентабельности [5, c. 72]
1. Общая рентабельность производства = Прибыль от реализации/сумма основных и оборотных фондов * 100 %
2. Рентабельность продаж = Прибыль от реализации / объем реализации * 100%
3. Рентабельность продукции = Прибыль от реализации /себестоимость * 100%
3. Практическое задание
Вы - руководитель ОАО «Ивановский молочный завод». Для защиты коммерческой тайны предприятия и повышения его конкурентоспособности составьте перечень информации, подлежащей защите, и обоснуйте его. Укажите мероприятия по организации защиты коммерческой тайны предприятия.
Решение
Коммерческой тайной ОАО «Ивановский молочный завод» является следующая информация:
- сведения о заключенных или планируемых сделках;
- данные о поставщиках и клиентах предприятия;
- обзоры рынка, маркетинговые исследования;
- содержание переговоров по заключению сделок;
- калькуляция издержек производства предприятия, структура цен, уровень прибыли;
- планы развития предприятия;
- сведения о структуре производства, производственных мощностях, типе и размещении оборудования, запасах сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции;
- сведения о применяемых оригинальных методах управления предприятием;
- сведения о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства предприятия по производственным, научно-техническим, коммерческим, организационным и иным вопросам.
1 Э.В. Крум Экономика предприятия: учебное пособие – Мн., 2010
2 Т.В. Карпей Экономика, организация и планирование промышленного производства – Мн.: «Дизайн ПРО», 2003
3 В.С. Самсонов, М.А. Вяткин Экономика предприятия энергетического комплекса – М.: «Высшая школа», 2003
4 Е.С. Русак Экономика предприятия: Курс лекций – Мн.: АУ при Президенте РБ, 2004
5 Н.Л. Зайцев Экономика промышленного предприятия – М.: ИНФРА-М, 2008
6 Л.Н. Нехорошева Экономика предприятия – Мн.: УО «БГЭУ», 2008