1. Определите особенности национальных отношений на современном этапе
2. Охарактеризуйте типы и формы государства
Список использованных источников
1. Определите особенности национальных отношений на современном этапе.
Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений. Этнические общности – это большие группы людей, объединенные общностью культуры, языка и культурно-исторической самобытностью. К ним обычно относят племена, народности и нации. Такие общности складываются на определенной территории в ходе совместной хозяйственной деятельности. Члены их обладают общими чертами психологического склада, а также четко осознают свое единство и отличие от других подобных общностей. Для признания какой-либо группы этнической общностью требуется выполнение по меньшей мере одного из следующих условий: члены общности осознают свою принадлежность к ней; предполагается общее происхождение членов общности; члены общности обладают языковым и культурным единством; имеется внутренняя социальная организация, нормирующая отношение внутри общности и контакты с окружающими.
Нация – высшая форма социально-этнической общности. Можно сказать, что нация – это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа. Сплочению нации способствуют общая историческая память и развитое национальное самосознание [1, c. 81].
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.
С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
Национальные отношения – это отношения между субъектами национально-этнического развития – нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями. Эти отношения бывают трех типов: равноправие; господство и подчинение; уничтожение других субъектов.
Межнациональные отношения – материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты [3, c. 63].
2. Охарактеризуйте типы и формы государства.
Форма правления определяется структурой высших органов государственной власти, способом их формирования и взаимоотношением между ними. В зависимости от того, принадлежит власть одному лицу или коллективному выборному органу, различают две основные формы правления: монархия и республика.
Монархия (единовластие). Монархию возглавляет монарх – единоличный глава государства, как правило наследственный (король, император, царь, султан и др.). Наиболее характерные признаки монархии:
1)бессрочное (пожизненное) пользование властью;
2) занятие трона по наследству или по праву родства;
3) независимость от волеизъявления от населения;
4) юридическая и политическая безответственность монарх (монарха нельзя сместить, он не несет юридической ответственности (уголовной, гражданско-правовой) за свои действия, его нельзя привлечь к суду).
Известны две основные формы монархии – абсолютная (например, Саудовская Аравия, Бруней) и ограниченная (конституционная, например, Япония, Великобритания).
Республика (общественное дело) – это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми, как правило, непосредственно населением на определенный срок.
Наиболее характерные признаки республиканской формы правления:
1) источником власти в республиках является народ, который избирает высшие представительные органы государства. Все другие высшие органы государства формируются как правило этими представительными органами;
2) полномочия высших представительных органов ограничены определенным сроком – для предотвращения возможной узурпации власти;
3) при республиканской форме правления проведен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, различают парламентарные, президентские и смешанные республики.
По форме территориального устройства все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные; федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство – простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета. Примером здесь может служить наше государство – Республика Беларусь.
Отличительные признаки унитарных государств будут:
– вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
– органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
– одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
– наличие единого гражданства.
1. Бабосов Е.М. Социология личности, стратификации и управления. –Мн., 2006.
2. Грачев Н.И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства: основные закономерности и тенденции развития. – М., 2009.
3. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. – М, 2002.
4. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. – Мн., 2016.
5. Краснов В. Конфликты в обществе // Социально-политические науки. – 1992. – №6-7. – С. 17-19.
6. О национальных меньшинствах в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1992 г., № 1926-XII: в редакции Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 года // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2017. – № 4. – 2/1010.
7. Титаренко Л.Г. Ценностный мир современного белорусского общества: гендерный аспект. – Мн., 2004.
8. Чиркин В.Е. Государствоведение. – М., 2000.