Введение
1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи
2. Понятие прокуратуры, задачи и направления деятельности
3. Организационные формы осуществления адвокатской деятельности
Задача: Во время подготовки дела к судебному разбирательству ответчику стало известно, что судья рассматривающий спор по делу является двоюродным братом представителя истца.
Что означает признак объективности и беспристрастности судебной власти? Как должен поступить ответчик в данном случае? Какое определение вынесет суд?
Заключение
Список использованных источников
Введение
В системе правоохранительных органов Республики Беларусь важную роль играют судебная власть, адвокатура, а также прокуратура. Главная их задача сведена к защите прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц в Республике Беларусь. В в связи с тем, что такие права, свободы и законные интересы нарушаются всегда, актуальность исследования таких институтов не вызывает сомнений.
Цель контрольной работы – формирование умений применять законодательство Республики Беларусь.
Данная цель будет достигнута в процессе решения следующих задач:
- охарактеризовать требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи;
- определить понятие прокуратуры, ее задачи и направления деятельности;
- рассмотреть организационные формы осуществления адвокатской деятельности.
В качестве основы работы взяты Конституция, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс), Закон «О государственной службе в Республике Беларусь», Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» и др. Также контрольная работа основана на учебных пособиях.
Контрольная работа состоит из введения, рассмотрения трех теоретических вопросов, решения одной практической задачи, заключения и списка использованных в работе источников.
1. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи
В настоящее время требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции Республики Беларусь, Кодексе и Законе Республики «О государственной службе в Республике Беларусь».
Часть из них условно можно назвать формальными. Они касаются гражданства кандидата, его возраста, образования, опыта юридической деятельности.
Универсальными для кандидатов в судьи всех судов являются требования, чтобы они были гражданами Республики Беларусь и чтобы имели высшее юридическое образование. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда установлен повышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юридическое образование, но и должны быть высококвалифицированными специалистами в области права.
Кандидаты на должность судей должны соответствовать ряду общих и специальных требований. Общие требования установлены статьями 24, 26 и 33 Закона «О государственной службе в Республике Беларусь». В частности, правом на поступление на государственную службу обладают граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным Законом, иными законодательными актами о государственной службе. Помимо этого, к государственным служащим также предъявляются такие квалификационные требования, как:
а) соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;
б) необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;
в) владение государственными языками Республики Беларусь;
г) знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Специальные требования содержатся в Кодексе. Высокие требования предъявляются к кандидатам на должность судей Конституционного Суда Республики Беларусь. Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначено (избрано) лицо, отвечающее следующим требованиям:
1) гражданство Республики Беларусь;
2) владение белорусским и русским языками;
3) высшее юридическое образование;
4) высококвалифицированная специальность в области права;
5) ученая степень;
6) высокие моральные качества.
2. Понятие прокуратуры, задачи и направления деятельности
Понятие прокуратуры происходит от латинского prosuro – забочусь, обеспечиваю, предотвращаю. При создании этого органа изначально идея состояла в обеспечении справедливости и законности, а не в карательном его предназначении.
На сегодняшний день прокуратура Республики Беларусь является надзорным органом.
В. Н. Бибило определяет прокуратуру как «самостоятельный государственный орган, предназначение которого состоит в осуществлении от имени государства надзора за точным и единообразным применением на всей территории белорусского государства нормативно-правовых актов, которые изданы государственными органами и их должностными лицами».
Конституция Республики Беларусь определяет прокуратуру как единую и централизованную систему органов.
В ст. 1 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» дано легальное определение понятия «прокуратура Республики Беларусь». В соответствии с ней прокуратура Республики Беларусь есть единая и централизованная система органов, которые осуществляют от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняют другие функции, установленные законодательством.
Итак, прокуратуру Беларуси можно рассматривать с нескольких сторон.
Прокуратура Республики Беларусь, как уже отмечалось, является надзорным органом.
Надзор – это самостоятельная деятельность органов прокуратуры, осуществляемая от имени Республики Беларусь и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции Республики Беларусь и исполнения законов, судебных постановлений, действующих на ее территории.
Прокурорский надзор – это большая по объему, сложная по со-держанию деятельность прокуратуры. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, объемностью, обширностью законодательства, в котором содержатся многочисленные правовые нормы, регулирующие различные общественные отношения (гражданские, семейные, трудовые, государственно-правовые, административные и так далее). Прокурорский надзор призван обеспечивать строгое и точное исполнение всего действующего законодательства и в то же время активно влиять на правомерное регулирование этих отношений. Во-вторых, обширностью круга субъектов, за исполнением законов которыми осуществляется прокурорский надзор (государственные и общественные организации, учреждения, предприятия, должностные лица).
Также прокуратуру можно рассматривать как самостоятельный государственный орган, деятельность которого регламентирована законодательством. Данный орган является абсолютно независимым в выполнении своих функций.
3. Организационные формы осуществления адвокатской деятельности
Организационные формы осуществления деятельности адвоката перечислены в ст. 29 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь». К ним относятся:
- юридическая консультация;
- адвокатское бюро;
- индивидуальная форма.
Юридическая консультация – это форма осуществления адвокатской деятельности. Она образуется территориальными коллегиями адвокатов в районах, городах, районах в городах с целью оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам и обеспечения ее доступности. Юридические консультации не являются юридическими лицами.
На официальном сайте Министерства юстиции Республики Беларусь размещены сведения о юридических консультациях и адвокатах таких консультаций.
Так, в рамках Брестской областной коллегии адвокатов действуют следующие юридические консультации (всего – 17):
- юридическая консультация Ленинского района г. Бреста. В ней оказывает услуги 28 адвокатов, заведующий – С.Б. Холодович;
- юридическая консультация Московского района г. Бреста. В ней оказывает услуги 23 адвоката, заведующий – Г.А. Китель;
- юридическая консультация Барановичского района и г. Барановичи. В ней оказывает услуги 23 адвоката, заведующий – Т.А. Грицкевич;
- юридическая консультация Пинского района и г. Пинска. В ней оказывает услуги 22 адвоката, заведующий – Н.А. Алексеева;
- юридическая консультация Жабинковского района. В ней оказывает услуги 3 адвоката, заведующий – О.В. Шимчук;
- юридическая консультация Лунинецкого района. В ней оказывает услуги 5 адвокатов, заведующий – И.В. Чирец;
- юридическая консультация Дрогичинского района. В ней оказывает услуги 3 адвоката, заведующий – М.А. Климчук и т.д.
Аналогичным образом построены и функционируют юридические консультации в остальных шести областях нашей страны.
В рамках Минской областной коллегии адвокатов функционирует 31 юридическая консультация, Минской городской коллегии адвокатов – 20 юридических консультаций, Могилевской областной коллегии – 23, Гродненской – 21, Гомельской (25) и Витебской –24.
Как было отмечено, в каждой юридической консультации работает несколько адвокатов. Как правило, каждый из них оказывает юридическую помощь в определенной сфере права.
Предназначение юридических консультаций состоит в оказании на территории соответствующей административно-территориальной или территориальной единицы юридической помощи по уголовным делам по назначению через территориальную коллегию адвокатов по требованию органа, ведущего уголовный процесс, а также иных видов юридической помощи, оказываемых за счет средств коллегий адвокатов, республиканского и (или) местного бюджетов, и несут ответственность за ее доступность, если иное не установлено территориальной коллегией адвокатов.
Задача: Во время подготовки дела к судебному разбирательству ответчику стало известно, что судья рассматривающий спор по делу является двоюродным братом представителя истца.
Что означает признак объективности и беспристрастности судебной власти? Как должен поступить ответчик в данном случае? Какое определение вынесет суд?
Решение
Объективность и беспристрастность судебной власти заключается в том, что судьи и народные заседатели рассматривают и разрешают юридические споры непредвзято (при отсутствии какой-либо заинтересованности в исходе дела) и всесторонне (посредством исследования всех обстоятельств дела, как обвинительного, так и оправдательного характера). Гарантией данного свойства судебной власти является содержащийся в процессуальном законодательстве институт отвода (самоотвода) судей и народных заседателей от участия в рассмотрении судом дела при наличии обстоятельств, ставящих под сомнение их беспристрастность и объективность.
Заключение
Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи, являются одной из гарантий осуществления справедливого правосудия, ведь именно благодаря такому «жесткому отбору» судья в нашей республике занимает довольно высокое положение, а гражданам обеспечивается соблюдение их прав и законных интересов.
Прокуратура Республики Беларусь – это единая и централизованная система органов, которые осуществляют от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняют другие функции, установленные законодательством.
Задачи и направления деятельности прокуратуры закреплены Законом «О прокуратуре Республики Беларусь».
Законодательство Республики Беларусь установила три формы организации деятельности адвоката:
- юридические консультации;
- адвокатское бюро;
- индивидуальная деятельность.
Юридическая консультация – это форма осуществления адвокатской деятельности. Она образуется территориальными коллегиями адвокатов в районах, городах, районах в городах с целью оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам и обеспечения ее доступности. Юридические консультации не являются юридическими лицами.
Согласно п. 1 ст. 31 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» адвокатское бюро представляет собой некоммерческую организацию, которая создана с целью осуществления деятельности по оказанию юридической помощи.
Последняя форма организации адвокатской деятельности – индивидуальная адвокатская деятельность. Иными словами, это адвокат, который самостоятельно, индивидуально оказывает юридическую помощь. Однако важным моментом в данном случае является обязательный 3-хлетний стаж адвокатской деятельности.
1 Богданов, Е. В. Судоустройство: курс лекций / Е. В. Богданов. – Гомель: УО «ГГУ им. Ф.Скорины», 2006. – 145 с.
2 О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 14 июн. 2003 г., № 204-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
4 Кодекс о судоустройстве и статусе судей: принят Палатой представителей 31 мая 2006 г.: одобр. Советом Респ. 16 июня 2006 г.: текст Кодекса по состоянию на 22 декабря 2016 г. – Минск: НЦПИ РБ, 2016. – 220 с.
5 Об утверждении Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения: Указ Президента Респ. Беларусь, 23 дек. 2010 г., № 672 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 401-З. – 2/1952.
6 Бибило, В. Н. Судоустройство: учебник / В. Н. Бибило. – Минск: Право и экономика, 2001. – 328 с.
7 О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8 Прокурорский надзор: учебник / Ю.Э. Винокуров [и др.]; под общ. ред. Ю.Э. Винокурова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2005. – 60 с.
9 Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 334-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.07.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10 Сведения о юридических консультациях и адвокатах соответствующих юридических консультаций [Электронный ресурс] / Министерство юстиции Республики Беларусь. – Минск, 2018
11 Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 9 янв. 2017 г. – Минск: НЦПИ РБ, 2017. – 656 с.
12 Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» / Н. Майорова [и др.]. – Минск: Регистр, 2014. – 224 с.
13 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 декабря 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 8 января 2018 г. – Минск: НЦПИ РБ, 2018. – 288 с.