II. Основные виды воспитания и их характеристика.
Нравственное воспитание.
III. Великие педагогики и их передовые идеи.
Блок 1. Жизненный путь великого педагога.
Блок 2. Педагогические фишки Я. А. Коменского.
Блок 3. Основные труды Я. А. Коменского.
Блок 4. Жизнь и деятельность Я. А. Коменского.
II. Основные виды воспитания и их характеристика.
Нравственное воспитание.
Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.
Моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности – есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.
Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.
Нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.
Критерии сформированности нравственной культуры личности:
сформированность ведущих нравственных качеств;
развитость этических норм поведения;
умение понимать человека и сопереживать ему;
точность и обязательность в обещаниях;
доброжелательность по отношению к людям;
проявление чувства солидарности и коллективности в повседневной жизни;
проявление материальной и духовной щедрости;
соблюдение этикета.
В качестве основных методов нравственного воспитания выступают следующие: убеждение; положительный пример; упражнение (приучение); одобрение; осуждение; требовании; контроль за поведением; переключение на другие виды деятельности.
От методов воспитания следует отличать средства воспитания.
Средства воспитания - это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода.
Классификация форм, в основе которой лежат методы нравственного воспитания:
словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи);
практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы);
наглядные формы (музеи, выставки, тематические стенды
III. Великие педагогики и их передовые идеи Я.А. Коменский.
Блок 1. Жизненный путь великого педагога.
Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 в Моравии, в городке Нивнице. Сын Мартина Коменского и Анны. Мартин Коменский был уроженцем соседней деревни Комне. Отец Мартина— Ян Сегеш — перебрался в Моравию из Словакии, и взял себе фамилию Коменский — в честь деревни Комне, в которой поселился. Мартин и Анна Коменские были членами религиозной общины Чешских (Моравских) братьев.
В 1618 — женится на падчерице бургомистра г. Пшерова Магдалине Визовской. 1622 — жена и двое детей скончались от чумы. 1624 — в Брандисе Коменский женится на дочери епископа Марии-Доротее. 1648 — скончалась вторая жена Коменского. 1649 — Коменский женится на Яне Гаюсовой.
Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 гг. Ян учился в латинской школе города Пшерова. Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете. В 1614 г. Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 гг. жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии. Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак. Коменскому удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы. Также Я.А. Коменский активно сотрудничает с последователями Ф. Бэкона в Англии. Он разрабатывает обширные планы улучшения общества посредством реформ школы.
Блок 2. Педагогические фишки Я.А. Коменского.
Я.А. Коменского по праву можно звать отцом современной педагогики. Он одним из первых попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения, решить вопросы, на которые не смогла дать ответа прежняя педагогика.
В его «Великой дидактике» сформулированы сенсуалистские педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. Согласно его теории эволюции в природе, а, следовательно, и в воспитании не может быть скачков. В трактате проводится мысль о том, чтобы поставить знание закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практики призванной обеспечить быстрое и основательное обучение.
Блок 3. Основные труды Я.А. Коменского.
1. Трактат «Лабиринт мира и рай сердца» (1623)
2. «Физика» (1634)
3. «Великая дидактика» (1633-1638)
4. «Открытая дверь к языкам» (1631)
5. «Материнская школа» (1632)
6. «Новейший метод языков» (1648
Блок 4. Жизнь и деятельность Я. А. Коменского.
Знакомясь с жизнью и деятельность великого педагога Я.А.Коменского, меня восхищает то, насколько сильным духом он был. Ничто его не останавливало! Как это важно в наше время! Бывает, даже при малейшей трудности мы опускаем руки…Нужно, брать пример именно с таких выдающихся педагогов как Ян Амос Коменский. Также хочется отметить какое «богатое» творчество Я.А. Коменского, его труды настолько великолепны, поучительны и разнообразны, что заслуживают особого внимания. Читая книгу «Материнская школа», я убедилась в том, что это классика мировой педагогики. Вы только представьте, книга, написанная почти 400 лет назад, поражает своей актуальность, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания дошкольников, отношения между детьми и родителями, указывает пути решения этих проблем. Каждая строчка книги дышит нежнейшей любовью и заботой о детях, желание помочь родителям в трудном, важном и благородном деле – воспитании детей.