Перспективные программы социально-экономического развития Республики Беларусь ставят перед здравоохранением новые задачи, направленные на создание и развитие эффективной системы здравоохранения. Реформирование отрасли связано с масштабными инвестициями в развитие инфраструктуры, укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), информатизацию и т. д. Одним из путей интенсивного развития здравоохранения, соответствующего основным направлениям государственной политики, является инновационная деятельность при включении научного, технического, интеллектуального, кадрового потенциала. Внедрение результатов интеллектуальной деятельности, инновационных продуктов в здравоохранение требует от руководителей медицинских учреждений постановки новых задач с последующим их решением с учетом умения медицинского персонала работать в междисциплинарных научно-технических коллективах. Сегодня можно утверждать, что инновационная деятельность в здравоохранении вообще и в ЛПУ в частности характеризуется размытостью приоритетов, низким уровнем инновационного потенциала даже в ведущих учреждениях региона, за исключением профильных научно-исследовательских учреждений, слабостью внедрения результатов научных исследований. В соответствии с принятой Концепцией развития здравоохранения до 2020 г. совершенствование медицинской помощи возможно при обязательном условии инновационного развития здравоохранения на основе достижений фундаментальной науки, создания и внедрения новых, эффективных лечебно-диагностических технологий и лекарственных средств в практическую деятельность. Ориентация генерируемых научных идей на разработку и создание инновационного продукта, созданных инновационных продуктов – на потребности здравоохранения, а врачей разных специальностей – на внедрение инновационных технологий в практику должна являться основой деятельности отрасли. Создание более удобных, доступных по ценовым характеристикам, технологически эффективных инновационных продуктов позволит производить и широко внедрять их в практическое здравоохранение. Инновационная деятельность в здравоохранении подразумевает реализацию инновационного цикла от этапа проработки научной идеи до внедрения в практическое здравоохранение. В условиях реалий сегодняшнего дня этот процесс затягивается на долгие годы, что искажает само видение инновационной деятельности '. Проведенная в рамках комплексного социально- гигиенического исследования экспертная оценка с привлечением ведущих специалистов Новосибирска в области экономики и организации здравоохранения отразила факторы, влияющие на внедрение инноваций в указанной сфере.
Вопрос 2. Перспективные направления улучшения качества медицинской помощи
Стратегия развития здравоохранения Республики Беларусь до 2020 года
Здоровье населения рассматривается как одно из главных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь. Важнейшей целью нашего государства в области охраны здоровья является снижение уровня заболеваний, распространение которых несет главную угрозу здоровью граждан и национальной безопасности. При этом только совершенствование системы здравоохранения, его модернизация в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях может обеспечить достижение этой цели. За последние годы здравоохранение республики достигло значительных результатов. По многим позициям, характеризующим медикодемографическое состояние страны, таким как качество оказания медицинской помощи, показатели здоровья населения, Республика Беларусь занимает лидирующее положение среди стран СНГ и пользуется заслуженным уважением мирового медицинского сообщества. Все это является следствием тщательно продуманной и взвешенной политики в области здравоохранения.
С момента образования Республики Беларусь как суверенного государства (1991 г.) в основу социального направления государственной политики положен принцип обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Первоочередная цель государственной политики Республики Беларусь в области здравоохранения - создание условий, позволяющих каждому человеку реализовать свое право на охрану здоровья.
Основные направления государственной политики в области здравоохранения:
• приоритетность мер профилактической направленности на основе формирования здорового образа жизни;
• качество и доступность медицинской помощи, в том числе лекарственного обеспечения;
• санитарно-эпидемическое благополучие населения и его будущих поколений.
Принципы государственной политики в области здравоохранения:
• обеспечение доступности медицинского обслуживания, в том числе лекарственного обеспечения;
• создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения;
• приоритетность мер профилактической направленности;
• приоритетность развития первичной медицинской помощи.