1 Прекращение полномочий судьи
1.1 Понятие прекращения полномочия судьи
1.2 Виды прекращения полномочий судьи
2 Система и структура органов прокуратуры
2.1 Понятие системы органов прокуратуры
2.2 Принципы организации, деятельности и структура органов прокуратуры
2.3 Анализ актов прокурорского реагирования
1 Прекращение полномочий судьи
1.1 Понятие прекращения полномочия судьи
Прекращение полномочий судьи – это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей решением квалификационной коллегии судей по установленному законом перечню следующих оснований:
Судьи всех судов, входящих в судейскую систему Республики Беларусь, несменяемы. Судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Несменяемость судей обеспечивается назначением их на должность бессрочно. Даже если судья назначается на должность впервые, а после пяти лет работы судьей он, согласно действующему законодательству, назначается на должность судьи бессрочно, то в течение этих пяти лет также действует принцип несменяемости. Прекращение полномочий судьи осуществляется на основании правовых норм, закрепленных в законодательстве.
Прекращение полномочий судьи означает полное его отстранение от должности в связи с лишением полномочий либо освобождением от исполнения обязанностей.
1.2 Виды прекращения полномочий судьи
В ст. 72 Закона “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” приведен исчерпывающий перечень оснований прекращения полномочий судьи. Прекращение полномочий судьи в связи с лишением его полномочий происходит по следующим основаниям:
1) умышленное нарушение судьей законности;
2) совершение судьей порочащего поступка, несовместимого с высоким званием;
3) вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи. Этот вид прекращения полномочий носит принудительный характер и происходит по вине самого судьи.
Освобождение судьи от исполнения обязанностей, как разновидность прекращения полномочий, осуществляется:
1) по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы;
2) в связи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом с его согласия на другую работу;
3) по истечении пятилетнего срока работы в должности судьи (для лиц, назначенных впервые) и отказа в назначении судьей бессрочно;
4) по заключению квалификационной коллегии судей о невозможности дальнейшего нахождения на должности судьи;
5) по собственному желанию;
6) в связи с утратой гражданства Республики Беларусь. Решение об освобождении судей общих и экономических судов от исполнения обязанностей принимается Президентом Республики Беларусь с учетом заключения квалификационной коллегии судей. При отмене решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи, отмене состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения о применении принудительных мер медицинского характера судья подлежит восстановлению на свою прежнюю должность.
2 Система и структура органов прокуратуры
2.1 Понятие системы органов прокуратуры
Конституция РБ определяет, что прокуратура составляет единую и централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РБ.
Закон «О прокуратуре» определяет основные принципы организации и деятельности прокуратуры: согласно ст. 1 и 5 органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением НПА на территории РБ, а также исполняющими иные функции, определенные законодательными актами.
Действуют органы прокуратуры на принципах законности, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.
Система органов прокуратуры:
1) Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, г. Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры;
2) Являющиеся юридическими лицами прокуратуры районов, районов в городах,городов;
2.2 Принципы организации, деятельности и структура органов прокуратуры
Система прокуратуры – это упорядоченная в соответствии с едиными принципами организации и деятельности совокупность государственных органов и учреждений, выполняющих задачи и функции, направленные на обеспечение точного и единообразного исполнения законов на территории Республики Беларусь. В основу построения системы органов прокуратуры положен принцип административно-территориального деления Республики Беларусь. Согласно статье 16 закона «О прокуратуре» эту систему составляют Генеральная прокуратура, являющаяся центральным органом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей и города Минска, районов (городов, где нет районного деления), районов в городах, межрайонные прокуратуры. В настоящее время в систему органов прокуратуры входит государственное учреждение «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Прокуратуры Республики Беларусь», которое непосредственно подчиняется Генеральному прокурору на основании Указа Президента от 3 августа 2006г. «О создании государственного учреждения». Помимо принципа административно-территориального деления используется и принцип специализации, на основе чего выделяют: военные прокуратуры; транспортные прокуратуры. Система военных прокуратур представлена Белорусской военной прокуратурой, действующей на правах областной прокуратуры, и нижестоящими прокуратурами (межгарнизонные военные прокуратуры). Система транспортных прокуратур представлена Белорусской транспортной прокуратурой, действующей на правах областной прокуратуры, 8 нижестоящих транспортных прокуратур (6 транспортных прокуратур по областным городам, а также транспортные прокуратуры в Барановичах и Орше). На транспортные прокуратуры возлагается надзор за исполнением законодательства всеми предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами Белорусской железной дороги, Государственного комитета по авиации, Минского метрополитена, речного и морского торгового флота, транспортного строительства, промышленного железнодорожного транспорта, предприятий и организаций различных форм собственности, созданных при транспортных предприятиях государственной формы собственности. Надзор за исполнением законов на железнодорожных подъездных путях предприятий осуществляется территориальными прокурорами.
2.3 Анализ актов прокурорского реагирования
В число актов прокурорского реагирования входят:
1) Протест прокурора
2) Представление прокурора
3) Постановление прокурора
4) Предписания прокурора
5) Официальный протест
Протест – акт прокурорского надзора, который приносит прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству акты и решения (действия) РОГУ и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министерства, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций.
Представление прокурора – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Представление вносится в случаях, когда прокурор, проводя проверки соблюдения законности либо обобщения и анализ имеющихся материалов устанавливает неоднократность нарушения закона, незаконных действий или бездействия со стороны тех или иных д.л., организаций, и считает необходимым рассматривать эти вопросы в комплексе с тем или иным органом.
Постановления прокурора – акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности.
Предписание прокурора – акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено. Предписания направляются государственным органам, иной организации, допустившим нарушения законодательства, вышестоящему государственному органу, вышестоящему должностному лицу, правомочным устранить такое нарушение.