1. История антропологических учений. Эволюционная и трудовая концепция антропосоциогенеза
2. Общество как социальная система
3. Политическое поведение личности
Список использованной литературы
1. История антропологических учений. Эволюционная и трудовая концепция антропосоциогенеза
Как самостоятельная отрасль науки антропология зародилась в конце 18 - начале 19-го века. Ключевые этапы становления антропологических учений совпадают с поворотными историческими периодами. Переходы от одной социально-экономической тенденции к другой, которые сопровождались явной переоценкой ценностей, противостоянием старых и новых взглядов, привели к глубокому осмыслению сущности человеческой природы.
Первые ступени научных познаний о человеке зародились в глубинах античной философии. В трудах Анаксимандра (610-546 гг. до н.э.) описываются идеи о появлении человека путем ряда превращений его предков - животных. Эволюционный взгляд на человека отразил Демокрит (около 470-380 гг. до н. э.) и Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.). Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) и Сократ (469-399 гг. до н.э.) высказали мысль о том, что человек обязан своим высоким положением в мире наличию у него руки. Развитием мысли об огромной роли речи для человека занимался афинский учитель красноречия Исокрит (436-338 гг. до н.э.).
Изучение человека улучшается и совершенствуется во времена Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). В его работах можно отыскать бесчисленное количество выдающихся мыслей о морфологических особенностях человека, которые отличают его от животных.
Главную роль в истории антропологии имеют работы римских исследователей Лукреция (99-55 гг. до н.э.) и Галена (131-200 гг. н.э.). Лукреций в поэме "О природе вещей" развивал взгляды о естественном зарождении органического мира и человека и дал картину эволюции культуры от первобытной дикости до цивилизации.
2. Общество как социальная система
Общество – это объединение людей, основанное для удовлетворения социальных потребностей и осуществления социального контроля за членами данного общества.
Социальными потребностями, таких как физиологические, человек может удовлетворить и в малой группе или даже оставаясь в одиночестве. А вот удовлетворение социальных потребностей, суть которых определяется как потребность самореализации личности, вне общества удовлетворить невозможно. Именно в процессе реализации социальных потребностей раскрывается индивидуальность каждой личности.
Общество как естественноисторическая единая система выступает как органическая совокупность четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и идеологической. Каждая из приведенных областей общественной жизни выполняет какие-либо конкретные функции: экономическая — функцию материального производства, социальная — социализации, политическая — социального управления, идеологическая — духовного производства. Каждая общественная формация отделяется от предыдущей характером своих систем образующих элементов и способом их связи между собой.
Социальная система – это процесс, который состоит из качественно определенной системы элементов, которые находятся во взаимных связях и отношениях и образуют одно целое, которое может изменять свою структуру от взаимодействия с внешними условиями.
Характерными аспектами каждой системы выступают целостность и интеграция всех звеньев ее составляющей. Звеньями социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в ходе взаимодействия с другими людьми, сгруппированными в различные общности в условиях данной социальной среды. В процессе данного взаимодействия люди и социальная среда оказывают постоянное влияние на такого индивида, так же как и он в свою очередь оказывает воздействие на других индивидов и среду. В итоге такого явления общность превращается в систему, целостность с качествами, которых нет ни в одной из включенных в нее элементов в отдельности. Социальная жизнь выступает как целый блок взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных систем, ядром которых является материальное производство.
3. Политическое поведение личности
Использование термина «политическое поведение» наряду с понятием «политическое действие» характеризуется необходимостью разделения действий субъектов политики, полагающихся на рациональных началах, и элементов активности, установленных неосознанными либо частично осознанными мотивами. Признавая суть целенаправленных политических действий, в политике не стоит пренебрегать действиями, которые не подчиняются всяческим правилам логики. Политический процесс не будет склоняться лишь к рациональным началам. Большое количество социологов, политологов и психологов отмечают, что люди в своем поведении редко используют законы логики. Задаче как-то выделить отличие между сознательными политическими действиями и другими критериями политической активности и служит понятие «политическое поведение».
Тем не менее, сами категории «политическое действие» и «политическое поведение» порождают много противоречий, а отличия между ними лишь на первый взгляд могут показаться ясными. По одобрению авторов, которые проводили границы между действием и поведением, даже компетентные специалисты не пришли к единому мнению в этом вопросе.
В литературе встречается, по крайней мере, три позиции в понимании взаимосвязи политических действий и политического поведения: 1) политическое поведение и политическое действие — тождественные понятия; 2) поведение есть внешнее проявление политического действия; 3) политическое действие есть специфическая форма политического поведения. Все эти подходы в разной степени и с различным успехом используются в политической науке.
Если мы непосредственно соглашаемся с наличием различий в понятиях «действие» и «поведение», то, следовательно, необходимо оставить в стороне первую точку зрения («политическое поведение и политическое действие — тождественные понятия»). В таком случае мы оказываемся перед дилеммой: либо необходимо признать политическое действие таким типом поведения, который определяется целью и ее осознанием, и соответственно считать иную политическую активность как лежащую вне сферы действия; либо признать сознание и цель не составляющими необходимых условий действий и соответственно считать в качестве политических действий любую активность людей, обладающую политическим значением.
1) Волчек, Е.З. Философия / Е.З. Волчек. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 544 с.
2) Фролов, И.Т. Введение в философию / И.Т. Фролов. – М.: Республика, 2003. – 623 с.
3) Спиркин, А.Т. Введение в философию / А.Т. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.
4) Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М.: Наука, 1994. – 256 с.
5) Кравченко, А. И. Общая социология / А.И. Кравченко. – Мн.: Амалфея, 2001. – 640 с.
6) Елсуков, А.Н. Социология / А.Н. Елсуков. – Мн.: Амалфея, 1998. – 501 с.
7) Мельник, В.А. Политология / В.А. Мельник. – Мн.: Вышэйшая фкОЛА, 2010. – 494 с.
8) Гаджиев, Г.С. Политическая наука / Г.С. Гаджиев. – М.: Международные отношения, 1995. – 400 с.
9) Климова, С.В. Политология / С.В. Климова. – М.: Наука, 2007. – 315 с.