1. Космоцентризм и особенности античной натурфилософии
2. Философия классического периода
3. Античная философия в эллинистически-римскую эпоху
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Космоцентризм и особенности античной натурфилософии
Натурфилософия - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Границы между естествознанием и Н., её место в философии исторически менялись. Наиболее значительную роль Н. играла в древности. Фактически Н. явилась первой исторической формой философии. Древнегреческие натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки. К ним, прежде всего относится атомистическая гипотеза. В дальнейшем Н. обычно именовалась физикой или физиологией, т. е. учением о природе
Космоцентризм — первый этап развития античной философии, который часто называют досократовским, он сохраняет изначально черты мифологии. И Пифагор, и Фалес, и Гераклит, и Анаксагор делают значительный шаг от мифологии к философии, поскольку они пытаются объяснить мир из единого начала (воды, воздуха, числа, огня). Вместе с тем у них есть общее с мифологической традицией, поскольку признают сущее за проявление беспредельно-стихийного первоначала, считают ᴇᴦο живым, развивающимся существом.
Это важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия.
Важно заметить значение первых космоцентрических философских концепций, поскольку самое сложное — начало чего-то фундаментального. Начало европейской философии, у истоков которой стояли греки, — революция в интеллектуально-мировоззренческой культуре, оказавшая влияние на все последующее развитие истории.
2. Философия классического периода
Расцвет античной философии пришелся на V-IV века до нашей эры. Он связан с именами величайших греческих мыслителей-Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли в этот период были Афины, поэтому классический период античной философии также назывался Афинами. Все классическое учение вошло в анналы под названием Афинской школы.
Главной особенностью классической философии является установление систематических упражнений и философских аргументов от философских проблем к антропологическим и гносеологическим естественным проблемам.
Антропологические проблемы прежде всего ярко отражены в философии мудрых (от греч. wise-святые, искусные, знатоки). Софистами стали называть древнегреческое Просвещение V-IV веков до н. э., учившее "мудрости и красноречию" за деньги. Мудрецы были первыми профессиональными философами. Самыми известными софистами были Протагор и Гиппий.
Особенности философии софистов:
1. Критическое отношение к окружающей действительности.
2. Отвергните опыт прошлых цивилизаций.
3. Отрицайте старые нормы, законы и привычки.
4. Количество субъективных оценок и суждений.
5. Следуйте логике в практике и процессе обучения.
Главным достоинством софистов является их критика окружающей действительности, а также воспитательный характер их деятельности. Софисты не создали единого философского учения. Они учат не столько знаниям, чтобы убедить, сколько умению доказать свое мнение.
3. Античная философия в эллинистически-римскую эпоху
Эллино-римский период античной философии (иначе известный как поздняя античность) длился с конца 4-го века до нашей эры до 5-го века нашей эры. Можно выделить два этапа: эллинизация (конец IV-II вв. до н. э.) и Рим (1-й век до н. э.-5-й век н. э.). Позднее появился и развился неоплатонизм (III-V вв. до н. э.).
Философия этого периода была призвана служить полезным руководством к более новым изменениям в мире в Греции (то есть в древнегреческом языке это означает самого человека, субъекта).
Греко-римский период включал в себя такие доктрины, как эпикурейство, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм.
Все эти учения соответствуют одному и тому же идеалу, и их цель-обеспечить спокойствие ума и счастье для каждого. Первый способ избавиться от всех несчастий – это увидеть самодостаточность (свою самодостаточность), апатию (апатию) и атаксию (спокойствие).
Эллинистическая эпоха была эпохой социального краха города-государства. Социальная структура-город-государство, город-государство ограничен и замкнут. Главная задача-обеспечить эту изолированную политическую независимость. Главной задачей политики является воспитание лучших граждан государства для обеспечения духовных потребностей личности. Путь духовной жизни – это путь поиска, путь отказа от традиции, путь обновления.
Акцент на просвещении граждан – это не только главный фокус политики. Обращения к гражданам породили новый тип оправдания, позволивший грекам выстроить систему оправдания – это философия. Пока существуют греческие города-государства, существует способность творить. Древний город Банг был разрушен. Теперь монарх обладает верховной властью. Начиная с Александра Македонского, все города-государства были объединены.
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. - Москва : Проспект, 2017. - 588 с.
2. Ветошкин, А.П. Философия: учебник / А. П. Ветошкин, С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. - Москва : Проспект, 2016. - 560 с.
3. Годжиев, К .С. Основы политической философии: учебник для академического бакалавриата / К. С. Гаджиев. – Москва : Юрайт, 2018. – 391 с.
4. Губин, В.Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. - Москва : Проспект, 2017. - 332 с.