1. Гражданство Республики Беларусь
1.1 Понятие, принципы гражданства
Гражданство – это юридическая связь (взаимные права и обязанности) между человеком и государством, в силу которой на человека распространяется суверенная власть государства.
Гражданство Республики Беларусь – это устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданство Республики Беларусь является неотъемлемым атрибутом государственного суверенитета Республики Беларусь.[ст.1 закон о гражданстве]
Документом, подтверждающим гражданство Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, содержащий указание на гражданство Республики Беларусь.
Вопросы, связанные с гражданством в Республике Беларусь регулируются Законом Республики Беларусь от 1 августа 2002 года «О гражданстве».
Принципы гражданства:
1. Каждый имеет право на гражданство как лица родившиеся на территории Республики Беларусь, так и прибывшие
2. Равное гражданство, независимо от оснований приобретения
3. Сохранение гражданства Республики Беларусь независимо от места проживания. Проживание гражданина Республики Беларусь на территории иностранного государства само по себе не ведет к утрате гражданства Республики Беларусь.
4. Сохранение гражданства при заключении расторжении брака. Заключение или расторжение брака гражданином Республики Беларусь с иностранным гражданином или лицом без гражданства само по себе не влечет приобретения супругами гражданства Республики Беларусь или его прекращения. Лицо, которое заключило брак с гражданином Республики Беларусь, приобретает гражданство Республики Беларусь при наличии его желания и соблюдении условий, предусмотренных законодательством.
5. Избежание случаев без гражданства.
6. Защита и покровительство граждан государством. Этот принцип подразумевает под собой, что Гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.
7. Недопустимость двойного гражданства.
8. Свобода выхода из гражданства.
9. Недопустимость выдачи граждан Республики Беларусь иностранному государству.
10. Защита и покровительство граждан Республики Беларусь государством- это значит, что Государство гарантирует гражданам Республики Беларусь защиту и покровительство как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.
1.2 Основания приобретения гражданства
Гражданство Республики Беларусь приобретается:
• по рождению;
• в результате приема в гражданство Республики Беларусь;
• в порядке регистрации;
• по иным основаниям, предусмотренным Законом и международными договорами.
Заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь не рассматривается, если заявившее об этом лицо:
• осуждено за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления, преступления против государства;
• имеет судимость за совершение преступления на территории Республики Беларусь или за ее пределами, признаваемого таковым законодательством Республики Беларусь;
• подвергается уголовному преследованию в Республике Беларусь или в иностранном государстве за преступления, признаваемые таковыми законодательством Республики Беларусь, - до принятия решения (постановления приговора) по уголовному делу;
• депортировалось или высылалось из Республики Беларусь либо передавалось иностранному государству в соответствии с международным договором Республики Беларусь о реадмиссии, - до окончания срока запрета въезда в Республику Беларусь;
• многократно (три и более раза) привлекалось к административной ответственности на территории Республики Беларусь, - до истечения срока, по окончании которого оно считается не подвергавшимся административному взысканию;
• представило ложные сведения или подложные документы;
• состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства.
При наличии хотя бы одного из вышеуказанных оснований заявление о приобретении гражданства Республики Беларусь возвращается заявителю со всеми представленными материалами без рассмотрения.
Приобретение гражданства Республики Беларусь по рождению.
Ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день его рождения:
• хотя бы один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь независимо от места рождения ребенка;
• родители (единственный родитель) ребенка, временно или постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;
• родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
1.3 Основания прекращения гражданства
Выделяют два основных вида прекращения гражданства:
• Выход из гражданства на основе добровольного волеизъявления гражданина, достигшего 18 лет, дееспособного
• Утрата гражданства.
Прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь: является обвиняемым, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; имеет задолженность по налогам и другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами; не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.
Выход из гражданства Республики Беларусь может быть разрешен:
• лицу, достигшему 18-летнего возраста, постоянно проживающему в Республике Беларусь, за исключением подопечных, по его личному заявлению;
• подопечному, постоянно проживающему в Республике Беларусь, по заявлению его опекуна;
• лицу, не достигшему 18-летнего возраста, постоянно проживающему в Республике Беларусь, по заявлению его родителей, усыновителей (удочерителей) либо единственного родителя, усыновителя (удочерителя).
Заявление о выходе из гражданства Республики Беларусь адресуется Президенту Республики Беларусь и подается через органы внутренних дел. Заявление составляется заявителем в произвольной форме в присутствии сотрудника органа внутренних дел. Должностное лицо органа внутренних дел, осуществляющее прием заявления, обязано сообщить заявителю о правовых и иных последствиях выхода из гражданства Республики Беларусь и предложить ему указать в своем заявлении, что он предупрежден о таких последствиях.
Гражданство Республики Беларусь утрачивается:
• вследствие добровольного приобретения лицом до 17.08.2002 гражданства другого государства, если иное не было предусмотрено международными договорами Республики Беларусь;
• вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона;
• по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного.
Документы об утрате гражданства Республики Беларусь лицами, зарегистрированными в Республике Беларусь, оформляются органами внутренних дел, а лицами, постоянно проживающими за границей – органами дипломатической службы.
Регистрация утраты гражданства Республики Беларусь вследствие поступления лица на воинскую службу, службу в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства осуществляется как по личному заявлению лица, составленному в произвольной форме, так и по инициативе органов внутренних дел или органов дипломатической службы.
2. Местные Советы депутатов
2.1 Понятие местного управления и самоуправления
Основы правового положения органов местного управления и самоуправления закреплены в Конституции Республики Беларусь и в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
В Беларуси параллельно существуют две самостоятельные системы местных органов власти: система местного самоуправления (местные Советы депутатов) и система местного управления (исполкомы и районные администрации).
Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через:
• местные Советы депутатов;
• исполнительные и распорядительные органы;
• органы территориального общественного самоуправления;
• местные референдумы;
• собрания;
• другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
Местное управление и самоуправление – одна из форм организации управления делами местного значения. Правовое положение местного управления и самоуправления в Республике Беларусь регулируется Конституцией Республики Беларусь (раздел 5) и Законом «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20.02.1991г.
Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Местное самоуправление – это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц.
Система местного самоуправления включает:
1. местные Советы депутатов;
2. органы территориального общественного самоуправления:
К органам территориального общественного самоуправления относятся: советы и комитеты (микрорайонов, жилищных комплексов), домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты, другие органы, в том числе единоличные.
Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.
2.2 Местные Советы депутатов
Местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года.
Компетенция местных Советов депутатов регулируется Конституцией Республики Беларусь, Законом «О местном управлении и самоуправлении».
Местные Советы депутатов в пределах компетенции решают вопросы местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, исполняют решения вышестоящих государственных органов.
К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:
• утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
• установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
• определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
• назначение местных референдумов.
Местные Советы депутатов на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Совет в своей деятельности по решению вопросов местного значения исходит из общегосударственных интересов и интересов граждан, участвует в обсуждении вопросов республиканского значения, затрагивающих интересы соответствующей территории, вносит по ним свои предложения в соответствующие государственные органы и иные организации, исполняет решения вышестоящих государственных органов.
Совет осуществляет свою деятельность в форме сессий и через деятельность органов Совета, а также путем реализации депутатами Совета своих полномочий, в том числе посредством создания и деятельности депутатских групп и других депутатских объединений.
Органами Совета являются президиум, постоянные и временные комиссии Совета.
В Советах областного и базового уровней создаются президиумы.
В состав президиума Совета входят председатель Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав его президиума могут входить иные депутаты Совета.
Заседания президиума Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Заседания президиума Совета созываются и проводятся председателем Совета, а в случае его отсутствия - его заместителем. Заседание президиума Совета правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от его полного состава. Решения президиума Совета принимаются простым большинством голосов от его полного состава тайным или открытым голосованием, в том числе поименным, в порядке, установленном регламентом Совета.
1. Конституция Республики Беларусь. 1994 с изм. и доп. 1996, 2004.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: от 07.12.1998 N 218-З: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
3. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 11.02.2000 № 370-З: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
4. Декларация «О государственном суверенитете» от 27.07.1990.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
5. Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях» от 05.10.1994 № 3266-ХII: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
6. Закон Республики Беларусь «О гражданстве» от 01.18.2002 № 136-З: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
7. Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении» от 4 января 2010 г. N 108-З.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.
8. Закон Республики Беларусь «О статусе депутата местного совета депутатов» от 27 марта 1992 г. N 1547-XII.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2018.