1. Виды маркетинга, их характеристика. Объекты маркетинга
2. Понятие конъюнктуры рынка. Определение ёмкости и доли рынка
3. Товарный знак: понятие, типы обозначений. Требования, предъявляемые к товарному знаку
4. Цели маркетинговой деятельности
5. Заполненная блок-схема разработки стратегии ценообразования, с использованием следующих элементов
Список использованных источников
1. Виды маркетинга, их характеристика. Объекты маркетинга
Различают следующие виды маркетинга:
а) в зависимости от цели деятельности:
– коммерческий, осуществляемый с целью получения прибыли (маркетинг прибыльных организаций);
– некоммерческий, реализуемый общественными, политическими организациями, органами государственного управления, учебными заведениями и другими структурами, не ставящими целью своей деятельности получение прибыли;
б) в зависимости от объекта:
– маркетинг товаров и услуг, в свою очередь подразделяющийся на маркетинг промышленных и потребительских товаров, маркетинг различных видов услуг (банковский, страховой, образовательных услуг, туристический и др.);
– маркетинг территорий, в качестве объектов которого выступают хозяйственные и экономические территории (например, города, регионы, страны), места отдыха; осуществляется с целью поддержания имиджа территории в целом;
– маркетинг организаций, объектами которого являются группы фирм, предприятия, общественные объединения, партии и организации;
– персональный маркетинг, объектом которого выступает отдельная личность;
– маркетинг идей, объектом которого является какое-либо нововведение;
в) в зависимости от территориального охвата:
– национальный, применяемый в пределах одной страны;
– международный, осуществляемый за пределами национальных границ рынка;
– глобальный, при реализации которого в качестве рынка рассматривается единый международный рынок;
г) в зависимости от состояния спроса:
– конверсионный [4, с.19] представляет собой маркетинг, который применяют при возникновении отрицательного спроса в ситуациях, когда большая часть рынка не может принять продукцию, а в отдельных случаях готова заплатить конкретную цену за отказ от его использования. Задача данного вида маркетинга как раз и заключается в стремлении изменить отрицательное либо негативное отношение покупателей к данной продукции. Для этого применяются следующие инструменты: переделка продукции, уменьшение стоимости и более эффективное его продвижение;
2. Понятие конъюнктуры рынка. Определение ёмкости и доли рынка
Конъюнктура рынка – это сложившаяся обстановка, возникшая ситуация, сочетание условий и обстоятельств на рынке в данный момент времени, характеризуемое соотношением спроса, предложения, цен.
Показатели конъюнктуры можно разделить на два блока:
– макропоказатели – валовой национальный продукт, национальный доход, показатели развития отдельных отраслей, показатели товарного оборота, денежного обращения и обращения капиталов, показатели потребления, а также различные характеристики макросреды (анализ изменения законодательного, научно-технического, экономического и других факторов);
– микропоказатели – отдельные конъюнктурные показатели товарных рынков, отражающие процессы воспроизводства в этих отраслях (на этих рынках).
Конъюнктура товарного рынка формируется и развивается под влиянием ряда факторов, которые можно разделить на две группы: постоянные и непостоянные.
К постоянно действующим факторам относятся: научно-технический прогресс, уровень монополизации, государственное и межгосударственное регулирование в экономике, состояние информационной системы, валютная и денежно-кредитная ситуация.
Непостоянно действующие факторы – это политическая и социальная ситуация, сезонность, стихийные бедствия и др. Основная проблема при оценке конъюнктуры заключается не столько в том, чтобы определить перечень факторов, а в том, чтобы составить точный и правильный прогноз, определить степень значимости и силу влияния каждого из факторов.
При исследовании конъюнктуры рынка один из самых важных вопросов – это количество товаров, которые необходимы и которые будут куплены потребителями. Емкость рынка – объем товара (в стоимостном или натуральном выражении), который может быть реализован на данном рынке за определенный срок и при данных условиях [4, с.27].
Емкость рынка определяется как объем товара (в стоимост¬ном выражении или в физических единицах), который может быть реализован на данном рынке обычно за год.
При определении емкости рынка товаров народного потреб¬ления анализируются уровень текущих доходов населения, на¬личие сбережений, уровень текущих цен и другие факторы, оп¬ределяющие покупательский спрос населения.
3. Товарный знак: понятие, типы обозначений. Требования, предъявляемые к товарному знаку
Человек приобретает различные товары и услуги, чтобы удовлетворить конкретные нужды и потребности. При этом он предпочитает покупать те товары, качество которых не вызыва¬ет особых сомнений. Нередко такой гарантией для покупателя является знакомый ему товарный знак, и очень может быть, что товары с таким знаком он уже потреблял.
Товарный знак – это любое название, знак, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров фирмы и отличающие их от товаров конкурентов [2, с.172].
Товарный знак – один из видов промышленной собственности, закрепленных Парижской конвенцией 1883 г. В сочетании с коммерческой рекламой он представляет собой важное средство конкуренции. Охрана прав на товарный знак предусматривается также Мадридской конвенцией о международной регистрации товарного знака 1981 г. и Договором о регистрации товарного знака 1973 г. В ряде стран право на товарный знак приобретается в силу приоритета регистрации, в других – приоритета использования.
4. Цели маркетинговой деятельности
Считается, что наиболее приемлемыми целями, которые должна перед собой ставить фирма, реализующая маркетинг, являются следующие альтернативы:
– достижение максимально высокого уровня потребления товаров;
– обеспечение максимальной потребительской удовлетворенности;
– создание максимально широкого выбора товаров;
– максимальное повышение качества жизни [2, с.16].
Достижение максимально возможного высокого потребления. Многие руководители делового мира считают, что цель маркетинга – облегчать и стимулировать максимально высокое потребление, которое в свою очередь создает условия для максимального роста производства, занятости и богатства.
Достижение максимальной потребительской удовлетворенности. Согласно этой точке зрения, цель системы маркетинга – достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного уровня потребления.
К сожалению, степень потребительской удовлетворенности трудно измерить. Во-первых, еще ни один экономист не придумал, как замерить полное удовлетворение конкретным товаром или конкретной маркетинговой деятельностью. Во-вторых, непосредственное удовлетворение, получаемое отдельными потребителями от конкретных «благ», не учитывает «зло», такое, как загрязнение окружающей среды и наносимый ей ущерб. В-третьих, степень удовлетворения, испытываемого потребителем определенных товаров, таких, как изделия-символы общественного положения, зависит от того, у сколь малого круга других лиц эти товары есть. Следовательно, дать оценку системе маркетинга на основе показателей удовлетворенности, которую она приносит общественности, затруднительно.
5. Заполненная блок-схема разработки стратегии ценообразования, с использованием следующих элементов:
1. Цели.
2. Участники каналов сбыта.
3. Приспособление цен.
4. Потребители.
5. Общая политика ценообразования.
6. Ценовая стратегия.
7. Правительство.
8. Конкуренты.
9. Реализация ценовой стратегии.
10. Издержки.
1. Акулич И. Л., Демченко Е. В. Основы маркетинга. – Мн.: Вышэйшая школа, 1999.
2. Акулич, И. Л. Маркетинг: - Учебник/ И. JI. Акулич. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. шк., 2002. - 447 с.
3. Ерёмин, В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации : учебник / В.Н. Ерёмин. – М.: КНОРУС, 2006. – 656 с.
4. Казущик, А. А. Основы маркетинга: учеб. пособие / А.А. Казу¬щик. – Минск: Беларусь, 2008. – 247 с.
5. Котлер, Ф. Основы маркетинга : учебник / Москва, Издательство «Прогресс», 1991. – 651 с.
6. Основные виды маркетинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marketing-now.ru/osnovyi-marketinga/osnovnyie-vidyi-marketinga.
7. Филипп Котлер, Гари Армстронг, Джон Сондерс, Вераника Вонг Основы маркетинга. М: Спб.:К .: Вильямс, 1998.