1. РАСКРОЙТЕ ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СОСТАВ, КОМПЕТЕНЦИЮ И ПОРЯДОК РАБОТЫ СЪЕЗДА СУДЕЙ И РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА СУДЕЙ
2. ОПИШИТЕ ОРГАНЫ АДВОКАТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ИЗЛОЖИТЕ ИХ КОМПЕТЕНЦИЮ
3. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ. ОПИШИТЕ ФОРМЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. РАСКРОЙТЕ ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ СОСТАВ, КОМПЕТЕНЦИЮ И ПОРЯДОК РАБОТЫ СЪЕЗДА СУДЕЙ И РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОВЕТА СУДЕЙ
Судейское самоуправление – это деятельность по решению вопросов внутренней жизни судейского сообщества через выборные органы или непосредственно коллективом судей [8, с. 216].
Судейское самоуправление предполагает наличие судейского сообщества – организованного объединения всех судей, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе. Наделение лица полномочиями судьи по факту делает его членом судейского сообщества [5, ч. 2 ст. 126], таким образом, судейское сообщество Республики Беларусь составляют все судьи Республики Беларусь, в том числе судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, а также судьи в отставке
В целях укрепления судебной системы, обеспечения самостоятельности и независимости судебной власти формируются следующие органы судейского сообщества: съезд судей Республики Беларусь; Республиканская конференция судей; Республиканский совет судей; конференции судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (города Минска); Высшая квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь; квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (города Минска).
Основными задачами органов судейского сообщества являются:
- поддержание авторитета судебной власти;
- обеспечение соблюдения судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемых к ним Конституцией Республики Беларусь (далее – Конституция), иными актами законодательства и Кодексом чести судьи Республики Беларусь;
- защита прав и законных интересов судей;
2. ОПИШИТЕ ОРГАНЫ АДВОКАТСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ИЗЛОЖИТЕ ИХ КОМПЕТЕНЦИЮ
Органами адвокатского самоуправления в Республике Беларусь являются съезд адвокатов и коллегии адвокатов (п. 1 ст. 40) [7].
Высшим органом адвокатского самоуправления является съезд адвокатов, который:
- рассматривает в пределах своей компетенции актуальные проблемы совершенствования адвокатуры и адвокатской деятельности;
- обсуждает вопросы повышения качества оказания и доступности юридической помощи, внесения субъектам права законодательной инициативы предложений о совершенствовании законодательства;
- заслушивает отчет председателя Белорусской республиканской коллегии адвокатов о работе совета Белорусской республиканской коллегии адвокатов;
- рассматривает иные вопросы организации деятельности адвокатуры (п. 7 ст. 50) [7].
Съезд адвокатов созывается председателем Белорусской республиканской коллегии адвокатов по требованию не менее одной трети от общего количества членов территориальных коллегий адвокатов.
Съезд адвокатов формируется на основе представительства от территориальных коллегий адвокатов. Нормы такого представительства определяются советом Белорусской республиканской коллегии адвокатов с учетом необходимости обеспечения равного участия представителей всех территориальных коллегий адвокатов, но не менее тридцати представителей от каждой территориальной коллегии адвокатов.
Для подготовки и проведения съезда адвокатов Белорусская республиканская коллегия адвокатов образует организационный комитет, в который входят представители Белорусской республиканской и территориальных коллегий адвокатов.
3. ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ. ОПИШИТЕ ФОРМЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА НАРУШЕНИЯ ЗАКОННОСТИ
Принципы организации и деятельности прокуратуры – это основополагающие положения, определяющие наиболее существенные признаки деятельности прокуратуры и предъявляемые к ней требования [4, с. 95].
Принципы организации и деятельности прокуратуры рассматриваются как основополагающие требования, положения, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, законах, выражающие политическое и государственное назначение прокуратуры. Эти положения определяют содержание и характер правовых средств, методов осуществления надзора, а также задачи и полномочия прокуроров, содержат специфические признаки и качества прокуратуры.
Статья 5 Закона Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее – Закон о прокуратуре) закрепляет основные принципы деятельности прокуратуры: принципы законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора [6].
Согласно принципу законности законы и приравненные к ним акты должны безукоризненно выполняться всеми государственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. Прокурор принимает предусмотренные Законом о прокуратуре и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.
Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств (принцип равенства всех граждан перед законом).
1. Адвокатура в Республики Беларусь / И. И. Мартинович [и др.] ; под общ. ред. И. И. Мартинович, Н. В. Калмыковой. – Минск : Тесей, 2011. – 458 с.
2. Глюков, А. К. Прокурорский надзор в Республике Беларусь: учеб.-метод. пособие / А. К. Глюков, И. И. Пирштук, С. С. Сокол. – Минск : НО ООО «БИП-С», 2001. – 211 с.
3. Даев, В. Г. Основы теории прокурорского надзора / В. Г. Даев, М. Н. Маршунов. – М. : Юристъ, 1999. – 150 с.
4. Кеник, А. А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А. А. Кеник. – Минск : Амалфея, 2005. – 512 с.
5. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [Электронный ресурс] : 29.06.2006 г., № 139-З : принят Палатой представителей 31 мая 2006 г. : одобр. Советом Республики 16 июня 20006 г. : в ред. Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. О прокуратуре Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.07.2016 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. Об адвокатуре и адвокатской деятельности [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2011 г., № 334-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.07.2017 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. Судоустройство : учеб. / под ред. А. А. Данилевич, И. И. Мартинович. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Амалфея, 2010. – 464 с.