1. Барьеры общения и пути их преодоления
2. Охарактеризуйте условия при которых наиболее целесообразно выбрать следующие стили разрешения конфликтных ситуаций: стиль уклонения от конфликта, стиль взаимных уступок, стиль борьбы
для достижения своего любой ценой
Список использованных источников
1. Барьеры общения и пути их преодоления
Барьерами общения называют препятствия на пути понимания собеседника. Причем препятствия могут носить совсем разный характер, так как на неприятие информации в процессе общения влияют многие факторы. Именно в зависимости от этих факторов и происходит классификация барьеров общения.
Барьеры бывают коммуникативные, то есть, связанные с обменом информацией, перцептивные, отвечающие за восприятие и понимание, и личностные.
1.Коммуникативные.
Логический барьер. Это неумение формулировать свои мысли, выражать их более ясно и понятно. Порой, человек просто не способен подобрать слов, путает понятия. В его речи просто отсутствует причинно-логическая связь, когда собеседнику становится совсем непонятно, что и для чего он говорит. Монолог может быть длинным и сложным, к которому теряется интерес. В таком случае энергия идет на спад и в дальнейшем приводит к тому, что он не предпринимает попытки внимательно слушать и переосмысливать сказанное.
Семантический. Когда каждый вкладывает свой смысл в понятия, порой совсем противоположный мнению партнера. Так случается в силу жизненного опыта, внутренних качеств, уровня развития и образа жизни каждого человека. И если изначально не прояснять, что именно значит такое то понятие для другого, то вполне могут возникнуть сложности в процессе взаимодействия.
Фонетический. Возникает из-за нарушений в технике речи, когда она слишком быстрая, скороговоркой, либо с особенностями, вследствие чего становится сложным ее распознавание. Иногда мешает большое количество звуков-паразитов.
Эмоциональный. Когда, получив какую-либо информацию, человек больше придает значение своим чувствам. Из-за этого упускает реальные факты и вообще смысл сказанного, из-за чего процесс взаимодействия усложняется [2, c. 117].
2.Перцептивные.
Эстетический – если не нравится, как выглядит собеседник, просто его внешность или неряшливость, то это будет очень сильно влиять на наше понимание его и того, что он говорит.
Отрицательные эмоции. Случалось ведь, что «плохое настроение» мы считывали как отношение к нам, хотя на самом деле причины могли быть совсем не связанны с нашей личностью и поведением? Потому что отрицательные эмоции многие воспринимают на свой счет. Даже грубость незнакомого продавца порой глубоко ранит, если соотнести непосредственно как восприятие вашей личности, игнорируя тот факт, что вас он не знает, и просто не в духе из-за предыдущего клиента, который нахамил.
Социальный. Существенным препятствием для верного восприятия также является социальный статус собеседников. Когда кто-то предвзято относится к мнению низшего по званию, или наоборот, не поддает оценке и сомнению слова руководителя, считая по определению его мнение более верным из-за страха ослушаться, низкой самооценки и прочее.
2. Охарактеризуйте условия при которых наиболее целесообразно выбрать следующие стили разрешения конфликтных ситуаций: стиль уклонения от конфликта, стиль взаимных уступок, стиль борьбы для достижения своего любой ценой.
Стиль уклонения от конфликта характеризует отсутствие личной настойчивости и желания кооперироваться с другими при разрешении конфликта, попытка стоять в стороне, стремление быть нейтральным.
Уклонение бывает вполне оправданным в условиях межличностного конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального порядка. Данный стиль чаще всего используют реалисты, которые трезво оценивают преимущества и слабости позиций конфликтующих сторон. Даже будучи задетыми за живое, они остерегаются безоглядного ввязывания в «драку», не спешат принимать вызовы на обострение столкновений, понимая, что нередко единственным средством выигрыша в межличностном споре оказывается уклонение от участия в нем.
Оптимальные условия применения стиля:
– источник разногласий не существен по сравнению с более важными задачами;
– необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации;
– изучение ситуации и поиск более предпочтительны, чем немедленное принятие какого-либо решения;
– предмет спора не имеет отношения к делу, уводит в сторону и при этом является симптомом других, более серьезных проблем;
– подчиненные могут сами урегулировать конфликт;
– напряженность слишком велика, ощущается необходимость ослабления накала;
– известно, что нет возможности или даже желания решить конфликт в свою пользу;
– пытаться немедленно решить проблему опасно, поскольку открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.
Стиль взаимных уступок означает то, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существен для вас. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, в которых вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью; таким образом, вы уступаете и смиряетесь с тем, чего хочет оппонент. Если вы считаете, что уступаете в чем-то важном для вас, и чувствуете в связи с этим неудовлетворенность, то стиль уступок в этом случае, вероятно, неприемлем. Он может оказаться неприемлемым и в той ситуации, когда вы чувствуете, что другой человек не собирается в свою очередь поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного вами. Этот стиль следует использовать тогда, когда вы чувствуете, что, немного уступая, вы теряете мало. Или же вы можете прибегнуть к такой стратегии, если в данный момент необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом вы предполагаете вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию.