1. Раскройте правовое положение областного суда
2. Охарактеризуйте судебные коллегии Верховного суда Республики Беларусь
3. Охарактеризуйте правовой статус судей
Список использованных источников
1. Раскройте правовое положение областного суда
Областные суды образуют второе, среднее звено в системе судов общей юрисдикции. К этому звену относится и Минский городской суд. Эти суды являются вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду Республики Беларусь.
Особенности правового статуса судов второго звена судебной системы: действуют в качестве всех трех судебных инстанций: первой, второй (кассационной) и надзорной; осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, находящихся на территории области или города Минска, и оказывают им помощь в применении законодательства; имеют организационно-функциональную структуру, включающую две судебные коллегии и президиум; обеспечивают специализированное отраслевое рассмотрение дел, что проявляется в наличии судебных коллегий по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам.
Надзор за судебной деятельностью областных и Минского городского судов осуществляется Верховным Судом, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции Республики Беларусь.
Областной, Минский городской суды состоят из председателя суда, заместителей председателя суда, судей и народных заседателей. Количественный состав этих судов устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Он зависит от объема работы суда, количества населения, проживающего на его территории, числа районных (городских) судов, за которыми необходимо осуществлять надзор.
Судьей областного, Минского городского судов может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее трех лет. Они назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности бессрочно.
2. Охарактеризуйте судебные коллегии Верховного суда Республики Беларусь
Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом для общих судов является Верховный Суд. [3, с.171]
Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе: Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; Президиума Верховного Суда Республики Беларусь; судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь; судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь; судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь; судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь. [1, ст.52]
Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь рассматривают в пределах своей компетенции: в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, за исключением судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, которая рассматривает в пределах своей компетенции гражданские дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам; жалобы (протесты) на постановления областных (Минского городского) судов и постановления экономических судов областей (города Минска) по делам об административных правонарушениях; в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам экономические дела; гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке.
3. Охарактеризуйте правовой статус судей
Судьи являются непосредственными носителями судебной власти. Для ее надлежащего осуществления они наделены соответствующим правовым статусом, закрепленным в Кодекс е Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и других правовых источниках.
Содержание правового статуса судьи составляют следующие элементы: совокупность прав и обязанностей судей при осуществлении судейских полномочий; гарантии независимого осуществления судьями судейской деятельности; ответственность судей.
Таким образом, под статусом судей понимают правовое и социальное положение судей как представителей государственных органов, осуществляющих в стране судебную власть. Статусу судей присущи такие черты, как единство статуса и независимость судей.
Судьи всех судов обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Однако это не исключает наличия особенностей статуса отдельных категорий судей. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь».
Независимость судей является основной чертой статуса судей. Она обеспечивается совокупностью установленных законом гарантий: политической нейтральностью судей и запретом осуществлять иную оплачиваемую деятельность; несменяемостью судей; неприкосновенностью судей; материальным и социальным обеспечением судей, правовой защитой судей.
Судьи и народные заседатели имеют полномочия, необходимые для осуществления правосудия, обладают правами и исполняют обязанности, предусмотренные Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и иными законодательными актами.
1. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: Кодекс Респ. Беларусь, 29 июн. 2006 г., № 139-З (с изм. и доп.)// Национал. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. – № 107. – 2/1236.
2. Сенько, А.С. Судоустройство: отв. на экзм. вопр. / А.С. Сенько. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – С.33-45
3. Судоустройство: учебник / А.А. Данилевич [и др.]; под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартинович. – Минск: Амалфея, 2010. – С. 143-151, 171, 174-177