Введение
Эффективная организация и управление цепочкой поставок оказывает решающее влияние на темпы и пропорции экономического развития национальной экономики. Реализуя функции распределения и обмена, сформированные цепочки поставок определяют динамику товарно-материальных, информационных, финансовых и других потоков в процессе воспроизводства.
При управлении цепочкой поставок задача состоит в том, чтобы объединить рынок, распределительную сеть, производственный процесс и закупочную деятельность таким образом, чтобы обеспечить обслуживание клиентов на более высоком уровне и с меньшими затратами.
Несмотря на общее признание роли управления цепочками поставок и взаимодействия с поставщиками, в научной литературе до сих пор нет четкого понимания значения и состояния поставок на предприятии, а также их влияния на результаты компании. Разработка документированной стратегии часто рассматривается как необходимый и достаточный шаг для создания эффективной цепочки управления цепочкой поставок готовой продукции, но она не учитывает тот факт, что документированная стратегия не всегда приводит к реализации стратегического мышления на предприятии.
Логистика помогает решить проблему оптимизации материальных потоков по всей цепочке поставок в целом. Интегрированные логистические инструменты, направленные на максимизацию качественных и количественных характеристик всех элементов цепочки поставок. Основное внимание уделяется подходу, при котором потребности рынка трансформируются в план и производственную стратегию, связывая его со стратегией и планом закупок.
Управление поставками является эффективной стратегией для получения конкурентного преимущества и привлекает исследователей, пытающихся объяснить природу этой концепции, найти детерминанты ее появления и изучить перспективы развития. Одним из таких перспектив является интеграция управления поставками с логистическим и маркетинговым подходом, который, с одной стороны, предоставляет возможности для значительного повышения эффективности поставок, а с другой - требует серьезной разработки концептуальной основы этого направления.
Целью данной работы является изучение моделирования управления цепями поставок.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены задачи:
– изучение цепей поставок;
– изучение современных подходов к формированию структуры международной цепи поставок;
– опыт применения моделирования управления цепями поставок в мире.
1 Теоретические аспекты моделирования управления цепями поставок
1.1 Цепи поставок
В конкурентной среде предприятия неизбежно приходят к выводу, что целесообразно управлять не только собственным бизнесом, но и цепочкой поставок, то есть участвовать в управлении сетью предприятий, расположенных как в восходящем, так и в загрузочном (прямо или косвенно) входная сторона предприятия (например, сырье, материалы, комплектующие и т. д.) и ниже по течению, а также ответственность за доставку готовой продукции (продукта) потребителям и послепродажное обслуживание соответствующего продукта.
Цепь поставок (supply chain) охватывает все организации и виды деятельности, связанные с перемещением и преобразованием товаров – от стадии поиска сырья и исходных материалов до доставки готовых продуктов конечному пользователю, а также связанные со всем этим информационные потоки. Материалы и информация перемещаются вверх и вниз по цепи поставок [8, c. 87].
Управление цепью поставок (supply chain management – SCM) – это интеграция и координация всех организаций и видов деятельности, входящих в цепь поставок, на основе взаимного сотрудничества, эффективных бизнес-процессов и высокой степени совместного использования информации с целью создания высокоэффективных систем формирования ценности, обеспечивающих организациям-участникам существенное конкурентное преимущество [7, c. 64].
Рассматривая отдельное предприятие в контексте определения управления цепочками поставок, следует учитывать как сеть его поставщиков, расположенную выше (слева) вниз по течению, так и его каналы распределения, расположенные вниз по течению (справа) вниз по течению, что формирует интегрированная цепочка поставок (рис. 1.1) [5 c. 69].
Таким образом, интегрированная цепочка поставок включает в себя само предприятие как центральное звено, сеть поставщиков сырья и материалов, сеть распределения готовой продукции (товаров) конечным потребителям, а также процесс управления отношениями между всеми предметы, представленные в цепочке, информационные потоки, товары (услуги), денежные средства и знания.
Цепочка поставок включает управление информацией, поиск поставщиков, закупки, планирование производства, обработку заказов, управление запасами, складирование, обслуживание клиентов и послепродажную утилизацию упаковки и материалов.
2 Опыт применения моделирования управления цепями поставок в мире
Рассматривая управления цепями поставок необходимо выделить предложенную Дж. Шапиро идею о делении всех моделей SCM-класса на несколько групп:
– транзакционные, которые связаны с накапливанием, обрабатыванием и согласованностью исходных сведений о системе поставок компании с формированием и распространением отчетов, которые бы суммировали такие данные;
– аналитические, которые оценивают проблемы планирования системы поставок, прибегая к возможностям описательных и нормативных (оптимизационных) моделей [17, с. 70].
Бочкаревым А.А. была предложена иерархическая классификация моделей управления цепями поставок. Благодаря разработанной им классификации модели управления цепями поставок становится возможным более глубоко понимать область применения и использования тех или иных моделей.
Модели верхнего уровня иерархии было предложено распределять «по бизнес-функциям» на следующие типы:
– модели учета издержек (транзакционные);
– модели операций (аналитические).
Последующая классификация создавалась лишь для тех моделей операций, которые на следующем уровне иерархии нужно разделять «по степени определенности» на следующие классы:
– детерминированные (оптимизационные);
– вероятностные (стохастические).
М одели, находящиеся на третьем уровне иерархии, Бочкаревым А.А. было предложено разделять на группы «по математическим свойствам». В тоже время детерминированные либо оптимизационные модели подразделяются на линейные, нелинейные и многоцелевые модели. В свою очередь вероятностные, либо стохастические модели делятся на:
– модели принятия решений;
– имитационные модели;
– модели прогнозирования;
– модели очередей [4, c. 37].
Линейные оптимизационные модели, находящиеся на следующем четвертом уровне предлагается было предложено разделять в соответствии с «охватываемым временным интервалом»:
– на статические (модели, которые охватывают один временной период);
– динамические (модели, которые охватывают несколько временных периодов).
Линейные оптимизационные модели, находящиеся на пятом уровне предлагается разделять на подгруппы в зависимости от вида целевой функции и ограничения.
Заключение
Интегрированная цепь поставок представляет собой логистическую цепь, объединенную в систему и включающую как само предприятие (центральное звено), так и сеть поставщиков сырья и материалов, сеть распределения готовой продукции, а также – конечных потребителей; являясь системой, интегрированная цепь поставок содержит в себе также процесс управления отношениями между всеми представленными в цепи субъектами, потоки информации, продуктов, денежных средств и знаний.
Интеграция в глобальную цепь поставок требует от руководителей глубокого анализа реальных возможностей зарубежных партнеров по цепи поставок, изучения региональных стандартов эффективности функционирования и потенциала региональной инфраструктуры с тем, чтобы видоизменять свои стратегии с учетом специфики местных условий.
В основе формирования международной цепи поставок находятся сделки по экспорту и импорту, а необходимым условием создания международных цепей поставок является переход от международной экономической интеграции через интернационализацию предприятий, к общей международной логистической системе. Важным условием формирования международной логистической цепи поставок являются разделение риска между ее звеньями, доверительные отношения между партнерами, которые необходимо поддерживать и укреплять.
Модели AnyLogic могут создаваться на любой из основных парадигм имитационного моделирования, будь то дискретно-событийное моделирование, системная динамика либо агентное моделирование.
1. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. – Москва: Дашков и Кº, 2011. – 484 с.
2. Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 304 с.
3. Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – Москва: Юрайт, 2011. – 734 с.
4. Дехтяренко, И. Актуальные задачи по оперативному управлению закупкой: как выбрать систему управления запасами: советы практика / Ирэна Дехтяренко, Алексей Поташов // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 36-38.
5. Дроздов, П.А. Управление запасами в цепях поставок: учеб.-методич. пособие. – Минск: ИБМТ БГУ, 2014. – 103 с.
6. Дыбская, В. В. Передовые практики в логистике и управлении цепями поставок в контексте мировых исследований / В. В. Дыбская // Логистика и управление цепями поставок. – 2015. – № 6. – С. 7-20.
7. Егоров, Ю.Н. Логистика. Учеб. пособие / Ю.Н. Егоров, О.А. Александров – М.: МПА-ПРЕСС, 2013. – 191 с.
8. Еловой, И.А. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов: (теория, методология, организация) / И. А. Еловой, И. А. Лебедева. – Минск: Право и экономика, 2011. – 460 с.
9. Иванов, Е.А. Управление организацией на основе применения логистических подходов / Е.А. Иванов // Новая экономика – 2014. – №1 – С. 194 – 197.
10. Каневский, Д. Автоматизация управления запасами: мифы и реальность / Даниил Каневский // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
11. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 268 с.
12. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. – М.: Юрайт, 2014. – 288 с.
13. Николайчук, В. Е. Логистический менеджмент: учебник / В. Е. Николайчук. – Москва: Дашков и Кº, 2012. – 978 с.
14. Основы логистики: учеб. пособие / А. А. Канке, И. П. Кошевая. – Москва: КноРус, 2013. – 575 с.
15. Основы складской логистики: учеб. пособие / Багинова В. В., Николашин В. М. – М., МИИТ, 2013. – 86 с.
16. Проценко, И.О. Концепция управления цепью поставок и потенциалы преимущества с позиции интегрального менеджмента / И. О. Проценко // Российское предпринимательство. – 2013. – № 1. – С. 69-72.
17. Проценко, И.О. Некоторые аспекты теории и практики в управлении цепью поставок / И. О. Проценко // Российское предпринимательство. – 2014. – № 2. – С. 70-74.
18. Сурмач, С. Простые решения в логистике / С. Сурмач // Логистика. – 2015. – № 1. – С. 39-43.
19. Толмачев, О.В. Логистика товародвижения. Учеб. пособие / О.В. Толмачев – Екатеринбург: УрФУ, 2013. – 361 с.