1. Изложите свойства и влияние непредельных углеводородов на качество бензинов, дизельных топлив и масел
2. Опишите коррозионное воздействие бензинов на металлы
3. Изложите моющие свойства моторных масел
4. Укажите методику определения пенетрации пластичных смазок
Список литературы
1. Изложите свойства и влияние непредельных углеводородов на качество бензинов, дизельных топлив и масел.
Кроме того, в состав автомобильного топлива могут входить олефиновые (алкены) и диолефиновые (алкадиены) углеводороды.
Олефиновые (СnН2 n) и диолефиновые (СnН2 n – 2) углеводороды либо непредельные имеют цепную структуру, но являются ненасыщенными (атомы углерода в молекулах соединены между собой двойной валентной связью).
Простейшие углеводороды олефиновой группы – этилен (С2Н4), а диолефиновой группы – пропадиен (С3Н4).
2. Опишите коррозионное воздействие бензинов на металлы
Водорастворимые кислоты и щелочи. Наличие в топливе серной кислоты, едкого натра, сульфокислот вызывает сильную коррозию черных и цветных металлов двигателя. ГОСТ 31077-2002 запрещает содержание водорастворимых кислот и щелочей в бензинах. Наличие их можно вы-явить проверкой реакции водной вытяжки на топлива на действие индикаторов.
Сернистые соединения. Активной серы, обладающей сильным коррозионным действием на металлы, в бензинах быть не должно. Однако она присутствует в виде неактивных сернистых соединений. Все соединения не-активной серы, содержащиеся в топливе, при сгорании образуют двуокись серы SО2. При взаимодействии ее с водой получается сернистая кислота H2SO3, которая, окисляясь, превращается в серную кислоту H2SО4, обладающую очень сильным коррозионным действием на металл. Некоторые неактивные соединения серы (например, полисульфиды) при нагревании во впускном трубопроводе могут расщепляться на сульфиды и свободную серу, которая является активной. При этом происходит интенсивное коррозионное изнашивание впускных клапанов, их гнезд и стержней. Поэтому ГОСТ ограничивает содержание серы в бензинах (0,05 %), а ее активность проверяется с помощью медной пластины. Заключение «Выдерживает» означает, что медная пластина, находясь в испытуемом топливе, нагретом до 50 °С, в течение 3 ч, не изменила своего цвета.
3. Изложите моющие свойства моторных масел
Под моющими, (детергентно-диспергирующими) свойствами пони-мают способность масла противостоять лакообразованию на горячих поверхностях, препятствуя прилипанию углеродистых отложений (лака, нагара) путем торможения процессов окисления и коагуляции. Диспергирующая характеристика масла определяет его способность препятствовать слипанию углеродистых частиц и удерживать их в состоянии устойчивой суспензии. При использовании масел с хорошими моющими свойствами детали двигателей выглядят чистыми, как бы вымытыми, отсюда и термин «моющие».
4. Укажите методику определения пенетрации пластичных смазок
Пенетрация характеризует густоту (консистентность) смазки и выражается в градусах, соответствующих числу десятых долей миллиметра глубины погружения в смазку конуса иглы под действием собственного веса (150 г) за 5 с при температуре +25 °С.
Пенетрацию пластичных смазок определяют по ГОСТ 5346-78 «Смазки пластичные. Методы определения пенетрации пенетрометром с конусом» пенетрометром типа Ричардсона с помощью конусов.
Сущность метода заключается в определении глубины погружения в испытуемую смазку стандартного конуса за 5 с при 25°С при общей нагрузке 150 г, выражаемой целым числом десятых долей миллиметра по шкале пенетрометра.
1. Кириченко Н.Б. «Автомобильные эксплуатационные материалы». М. АКАДЕМА, 2003 г.
2. Павлов В.П. «Автомобильные эксплуатационные материалы». М. Агропромиздат, 1989 г.
3. Трофименко И.П., Коваленко Н.А., Лобах В.П. «Автомобильные эксплуатационные материалы». Мн. Дизайн ПРО, 2002 г.