Координация прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью
Задача № 1: Прокурор района предъявил иск гражданину Яковлеву в пользу престарелой Станюк о расторжении договора продажи ею квартиры Яковлеву. В судебном заседании, где Станюк отсутствовала, прокурор обсудил с Яковлевым условия мировой сделки и попросил суд удовлетворить ее как, по мнению прокурора, очень выгодную для Станюк.
Оцените законность действий прокурора.
Задача № 2: Бучель обратилась с жалобой в прокуратуру на действия судебного исполнителя районного суда Куприк, который, по мнению заявителя, фактически не предпринимал никаких действий, направленных на обеспечения исполнения решения суда, постановленного по результатам рассмотрения судом гражданского иска, заявленного Бучель к Байдуну в целях взыскания алиментов на содержание несовершеннолетнего сына Бучель.
Оцените возможные действия прокурора.
Список использованных источников
Координация прокуратурой деятельности по борьбе с преступностью.
Уровень и динамика современной преступности, а также уровень коррупции, их структура и характер требуют более тесного взаимодействия по объединению усилий правоохранительных органов, других государственных органов и иных организаций в противодействии преступным и коррупционным проявлениям.
Координация является важной предпосылкой обеспечения эффективной борьбы с преступностью и коррупцией на основе концентрации усилий государства и общества, направленных на противодействие преступным и коррупционным проявлениям, посредством оптимизации потенциальных возможностей всех субъектов правоохранительной деятельности, устранения параллелизма, разобщенности и дублирования в их работе.
Под координирующей деятельностью следует понимать самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, выражающейся в осуществлении на плановой основе комплекса аналитических, организационных и практических мероприятий по объединению усилий указанных выше субъектов в борьбе с преступностью и коррупцией, обеспечению своевременного предупреждения (профилактики), выявления, пресечения и раскрытия преступлений и коррупционных проявлений, быстрому и полному расследованию преступлений (в том числе коррупционных), устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Осуществление прокуратурой координирующей деятельности обусловливается самим характером надзорной деятельности, позволяющей прокурорам владеть обширной и достоверной информацией о состоянии борьбы с преступностью и коррупцией, оперативно корректировать деятельность по борьбе с данными негативными явлениями.
Осуществление прокуратурой координирующей деятельности предполагает четкое разграничение юрисдикции полномочий и ответственности всех субъектов координации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией и обеспечение правоохранительной деятельности на системной и комплексной основе. Прокуратура не должна подменять собой субъектов координации, сковывать их инициативу и самостоятельность. Каждый из них обязан действовать в пределах своей компетенции.
Задача № 1: Прокурор района предъявил иск гражданину Яковлеву в пользу престарелой Станюк о расторжении договора продажи ею квартиры Яковлеву. В судебном заседании, где Станюк отсутствовала, прокурор обсудил с Яковлевым условия мировой сделки и попросил суд удовлетворить ее как, по мнению прокурора, очень выгодную для Станюк.
Оцените законность действий прокурора.
Решение:
Действия прокурора не соответствуют законодательству.
При подаче прокурором в суд заявления в защиту прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица эти гражданин или юридическое лицо являются истцами (заявителями) (ст. 82 ГПК РБ).
Так, на основании ст. 82 ГПК прокурор не является истоцом по делу, где выступает представителем.
Задача № 2: Бучель обратилась с жалобой в прокуратуру на действия судебного исполнителя районного суда Куприк, который, по мнению заявителя, фактически не предпринимал никаких действий, направленных на обеспечения исполнения решения суда, постановленного по результатам рассмотрения судом гражданского иска, заявленного Бучель к Байдуну в целях взыскания алиментов на содержание несовершеннолетнего сына Бучель.
Оцените возможные действия прокурора.
Решение:
В данной ситуации прокурор может на основании ст. 124 Закона «Об исполнительном производстве» принести протест на действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения.
Жалобы (протесты) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного (межрайонного), городского, районного в городе отдела принудительного исполнения подаются главному судебному исполнителю соответствующего отдела принудительного исполнения. (ст. 125 Закона «Об исполнительном производстве»).
1. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
2. Об исполнительном производстве: Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З// Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь, 7 декабря 1998 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь, 11 января 1999 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, 9 июля 1999 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, 15 декабря 1998 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. Кеник, А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / А.А. Кеник. – Минск: «Амалфея», 2008. – 576 с.
8. Крюков, В.Ф. Прокурорский надзор: учеб. для вузов / В.Ф. Крюков. – М.: Норма, 2006. – 784 с.
9. Об утверждении Положения о деятельности координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией: Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 г. № 644// Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.