Введение
1. Механизм использования системы сбалансированных показателей (BSC)
2. Опыт развития проблемы в Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Логистическая деятельность промышленного предприятия неразрывна с маркетинговой (рыночной) деятельностью. Как правило, рыночная деятельность ассоциируется с «внешней» логистикой, к которой относят заготовительную и распределительную (сбытовую) логистику. К сожалению, в специальной литературе недостаточно внимания уделяется «внутренней» логистике – области знания об управлении материальными потоками в процессе производства товаров («материальный поток – это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенная продукция и готовая продукция, к которым применяются логистические операции и функции, связанные с физическим перемещением в пространстве»).
По настоящее время вопросы возникающие с внутренней логистикой рассматривались как вопросы с организацией производственного процесса, задачи оперативного управления основным производством – как задачи производственного отдела, задачи управления потоками инструмента – как задачи инструментального отдела и т. д. Методы и решения, которые предлагались складской и транспортной, информационной логистикой, логистикой запасов, в производстве использовались бессистемно и фрагментарно и это не смотря на то, что значение и роль внутренней логистики практически нельзя переоценить. Производственная логистика активно участвует в создании потребительской стоимости, в создании продукта.
Сразу приступать к созданию системы сбалансированных показателей нельзя, до начала работы необходимо определить стратегию деятельности предприятия, четко определить её основные положения. И только потом на этой основе можно построить здание сбалансированной системы показателей.
В последнее время компании, работающие на рынке Республики Беларусь, используют логистику и управление цепями поставок как основные источники повышения эффективности и конкурентоспособности. При этом оценка вклада логистики в конечные результаты их деятельности очень важна. Руководство организаций стремится минимизировать затраты на логистическую деятельность, сохранив при этом уровень качества реализуемых ею услуг. Поэтому соотношение затраты – сервис это естественная логистическая стратегия и тактика большинства предприятий.
Правильной оценке указанных различных рычагов влияния логистики на эффективность бизнеса в конкретной компании часто мешает отсутствие продуманной системы достоверных показателей и методик их расчёта. В связи с этим заслуживает внимания опыт применения системы сбалансированных показателей (ССП), разработанной Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном в ходе многолетних исследований. Этот принцип реализует система Balanced Scorecard, учитывающая 4 аспекта деятельности компании:
• Традиционные финансовые показатели и факторы, которые на них прямо или косвенно влияют
• Успешность работы с клиентами
• Оптимальность внутренних бизнес-процессов
• Общую компетентность персонала компании в своей области
Степень достижения целей, эффективность бизнес-процессов и работы всей компании, её подразделений и каждого сотрудника при этом определяется значениями, так называемых ключевых показателей результативности (KPI). Благодаря использованию ССП компании не только оценивают свою работу, но и сравнивают полученные результаты с аналогичными показателями других компаний – конкурентов, поставщиков, клиентов.
1. Механизм использования системы сбалансированных показателей (BSC)
Система логистики представляет собой относительно стабильный набор звеньев (структурных / функциональных подразделений компании, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым руководством корпоративной стратегии организации бизнеса [16, с. 51].
Полезность - это категория, используемая для характеристики результатов эффективности решений или действий. Применительно к логистическим объектам термин «полезность» позволяет согласовать количественные и качественные характеристики между их затратами и усилиями, с одной стороны, и результатом, с другой, в широком спектре задач [3, с. 305].
В Республике Беларусь действует Республиканская программа развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016–2020 годы, целью которой является улучшение условий логистической деятельности, повышение эффективности использования инфраструктуры, необходимой для обеспечения логистики. услуги и транзитный потенциал Республики Беларусь.
Для достижения целей республиканской программы необходимо решить следующие задачи:
• повышение качества и сложности логистических услуг;
• обеспечение развития логистической инфраструктуры и повышение эффективности ее использования;
• улучшение правовых и экономических условий для эффективного использования транзитного потенциала.
Республиканская программа предусматривает достижение к 2020 году по сравнению с 2015 годом при благоприятных внешних условиях следующих целевых значений:
• рост логистических услуг в 1,5 раза;
• увеличение общей площади складов логистических центров в 1,64 раза;
• увеличение доходов от транзита к 2020 году, включая доходы от транзита нефти, природного газа и транзита в сфере транспорта 2 (без учета трубопроводов), до 1 525,1 млн. Долларов США [19].
Сбалансированная система показателей - BSC (или BSC) является наиболее признанной и популярной в мире стратегией управления реализацией стратегии, разработанной профессорами Гарвардского университета Д. Нортоном и Р. Капланом (США).
2. Опыт развития проблемы в Российской Федерации
В последние годы все больше и больше компаний, изучая лучшие практики, пытаются внедрить сбалансированную систему показателей в своей деятельности. Рассмотрим применение ССП на примере ОАО «РЖД».
ОАО «РЖД» с целью повышения производственной и финансовой эффективности запустило процесс создания дочерних филиалов в рамках программы по разделению трафика от сервисной деятельности в холдинге «Российские железные дороги». Эти действия позволяют сформировать новый сегмент рынка за счет массового перехода к послепродажному обслуживанию грузовладельцев и пассажиров специализированными компаниями.
В настоящее время роль информационных технологий (ИТ) в развитии любой компании приобретает важную, стратегическую роль. Практически ни одна успешно развивающаяся компания не может обойтись без качественной информационно-технологической поддержки со стороны отдела информационных технологий. Чтобы обеспечить эту услугу новыми услугами и возможностью внедрения конкурентных преимуществ, возникла необходимость в планировании развития ИТ-отдела, который бы соответствовал стратегии холдинга.
До настоящего времени проблемой в оценке работы ИТ подразделения был подход к оценке эффективности ИТ, строящийся через технические характеристики: производительность систем, масштабируемость, время отклика на заявку и т. д. Данная методика не позволяет ответить на главные в условиях рынка и конкурентной среды вопросы.
1. Каков вклад ИТ подразделения в успешность компании?
2. Насколько ИТ подразделение соответствует самой компании, со-ответствует ли¬ оно современным стандартам.
3. Имеются ли конкурентные преимущества по отношению к другим участникам рынка.
Ответ на данный вопрос помогла сделать разработанная Робертом Капланом и Дейвидом Нортоном в начале 90-х годов концепция системы сбалансированных показателей (Balanced Scorecard — BSC), которая может дать результат по оценке деятельности ИТ подразделения компании на длительных интервалах времени, позволяя целенаправленно следовать заданным стратегическим целям подразделения, ориентируясь не только на финансовые показатели. Такими дополнительными характеристиками являются: отношения с клиентами (внутренними и внешними); показатели внутренних бизнес-процессов; персонал и организационное развитие.
Стоить заметить, что в мире отсутствуют стандарты систем КПД, набор показателей для каждой конкретной организации индивидуален, а процесс разработки КПД часто имеет большую ценность, чем результат.
Заключение
Сбалансированная система показателей - это мощная основа, которая помогает организациям быстро добиваться реализации стратегии путем перевода видения и стратегии в набор оперативных целей, которые могут направлять поведение сотрудников, и как следствие - эффективность работы. Показатели эффективности реализации стратегии составляют важнейший механизм обратной связи, необходимой для динамической настройки и улучшения стратегии с ходом времени. Концепция Системы сбалансированных показателей построена на такой предпосылке - измеряться должно то, что заставляет акционеров действовать. Вся деятельность организации, её ресурсы и инициативы, должны равняться на стратегию. Сбалансированная система показателей достигает этой цели при помощи явного определения соотношения причин и результатов для целей, показателей, и инициатив в каждой из Перспектив и на всех уровнях организации. Разработка ССП - это первый шаг в создании Организации, сосредоточенной на стратегии.
На практике выполнение стратегических планов становится наиболее серьезной задачей для организации. Все шаги сотрудников должны быть скоординированы так, чтобы реализовать цели с минимальными затратами и в короткие сроки. Сбалансированная система показателей была создана как инструмент для координации действий подразделений и сотрудников для достижения главной цели компании. Основной принцип сбалансированной системы показателей заключается в том, что вы можете контролировать только то, что можно измерить. То есть достижение цели возможно только тогда, когда определены показатели, которые можно измерить и, таким образом, помочь в принятии разумных решений. Система сбалансированных показателей ориентирована на нефинансовые показатели эффективности, что дает возможность оценить такие аспекты деятельности, как степень лояльности клиентов или инновационный потенциал компании.
Система сбалансированных показателей используется как коммерческими, так и некоммерческими организациями в России и ближнем зарубежье. Конечно, ССП - не панацея от болезней и не волшебная палочка. Скорее, это инструмент, который позволяет компаниям систематизировать и концентрировать свои усилия на реализации долгосрочной стратегии, позволяя им эффективно управлять реализацией стратегии, используя будущее в качестве ресурса. И успех будет зависеть от того, как компания будет использовать этот инструмент.
Таким образом, применение сбалансированной системы показателей российскими и зарубежными компаниями существенно различается. Западные предприятия используют классическую методологию ССП, предложенную Нортоном и Капланом. Российские компании, несмотря на растущую популярность внедрения ССП, сталкиваются с очень специфическими трудностями на практике. Основная проблема заключается в адаптации существующей концепции ССП к условиям российского рынка с целью повышения эффективности ее реализации. Кроме того, существуют и другие существенные проблемы, такие как: отсутствие полной и достоверной управленческой отчетной информации, нецелесообразность ее применения; несовершенное описание ключевых бизнес-процессов; отсутствие инициативности сотрудников, которые, так или иначе, должны будут решаться топ-менеджерами, чтобы получить реальный положительный результат от внедрения ССП. основа для анализа и дальнейшей модернизации концепции.
1. Алесинская, Т. В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: учеб. пособие / T. В. Алесинская. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 325 с.
2. Алесинская, Т. В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2016. – 79 с.
3. Афанасенко, И Экономическая логистика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013 . – 432 с.
4. Гаджинский А.М. Логистика: учебник / А.М. Гаджинский. – М.: «Дашков и К», 2012. – 483 с.
5. Гаджинский, А.М. Основы логистики: учеб. пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2016. – 124 с.
6. Гатторна, Дж. Управление цепями поставок: Справочник издательства Gower /Под ред. Дж. Гатторны (ред. Р. Огулин, М. Рейнольде); пер. с 5-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – XXXIV, 670 с.
7. Горяев, Н. К. Основы логистики: учеб. пособие / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – 78 с.
8. Горяев, Н.К. Основы логистики: учебное пособие / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. – 78 с.
9. Зимина, Т. В.Диверсификация как основа долгосрочного устойчивого развития / Т. В. Зимина // Маркетинг в России и зарубежом. – 2014. – № 4. – с. 26-25.
10. Кайль В.В. Проблемы внедрения сбалансированной системы показателей на российских предприятиях // Российское предпринимательство. – №1(223). – 2013. – С. 68-72.
11. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика : учебник / Б.А. Аникин [и др.] ; ред.: Б. А. Аникин, Т. А. Родкина. - М. : Проспект, 2015. - 344 с.
12. Логистика: словарь терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.loglink.ru/dictionary/.
13. Логистика: учеб.-методич. пособие / И. А. Еловой. – Гомель: БелГУТ, 2016. – 165 с.
14. Модели и методы теории логистики / Под ред. В.С. Лукинского. – СПб.: Питер, 2014. – 176 с.
15. Немогай, Н. В. Логистика и управление цепочками поставок как фактор конкурентоспособности отечественных организаций / Н. В. Немогай // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2014 г. – № 3. – с. 27-31.
16. Неруш Ю.М. Снабжение и транспорт: эффективное взаимодействие / Ю.М. Неруш. - М.: Экономика, 2008. - 340 с.
17. Организация и управление закупочной логистикой. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uni-car.ru/page_3.php.
18. Разработка сбалансированной системы показателей в управлении персоналом по ред Строева В.В. – Проспект. - 2017. – 142 с.
19. Республиканская Программа развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016 – 2020 годы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/file10f0af8923c585e3.PDF.
20. Саплина Т.И., Формирование системы сбалансированных показателей логистической деятельности предприятия/ Т.И. Саплина, Курлыкова А.В // Вестник ОГУ. – 2012 г. – № 13 (149). – с. 314-317.
21. Сергеев, В.И. Ключевые показатели эффективности логистики [Электронный ресурс] / В. И. Сергеев. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru.
22. Сток, Дж. Р. Стратегическое управление логистикой: пер. с 4го англ. / Дж. Р. Сток, Д. М. Ламберт. – М.: ИнфаМ, 2005.
23. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер с англ / Д. Уотерс. — М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 512 с.
24. Шиловец, А.В. Построение системы ключевых показателей эффективности по методу Balanced Scorecard (BSC) в ИТ подразделении / А.В. Шиловец // Известия ТулГУ. – 2009 г. - № 1. – с.129 – 133
25. Horvath, Внедрение сбалансированной системы показателей: пер. с нем. / Horvath&Partners. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 478 с.