1 ПОНЯТИЕ «КОММАНДИТНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО». ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ, ОСОБЕННОСТИ
2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
3 ЗАДАЧА № 1
4 ЗАДАЧА № 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ПОНЯТИЕ «КОММАНДИТНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО». ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ, ОСОБЕННОСТИ
Коммандитным товариществом является товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам това-рищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчиков, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
Управление деятельностью коммандитного товарищества осуществляется полными товарищами. Порядок управления и ведения дел такого товарищества его полными товарищами устанавливается ими в соответствии с законодательством о полном товариществе.
Вкладчики не вправе участвовать в управлении делами коммандитного товарищества. Они могут выступать от его имени не иначе как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.
Вкладчик коммандитного товарищества обязан внести вклад в уставный фонд. Внесение вклада удостоверяется свидетельством об участии, выдаваемым вкладчику товариществом.
Вкладчик коммандитного товарищества имеет право:
1) получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в уставном фонде, в порядке, предусмотренном учредительным договором;
2) знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества (книгой учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения);
3) по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором;
4) передать свою долю в уставном фонде или ее часть другому вкладчику или третьему лицу. Вкладчики пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки доли (ее части) применительно к условиям и порядку, предусмотренным пунктом 2 статьи 92 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Передача всей доли иному лицу вкладчиком прекращает его участие в товариществе.
2 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством:
– осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
– принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;
– осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;
– осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
– оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
– принятия иных мер.
Нарушение антимонопольного законодательства влечет ответственность в соответствии с законодательными актами.
Хозяйствующие субъекты, должностные лица хозяйствующих субъектов – юридических лиц, государственные органы, их должностные лица, юридические лица, не относящиеся к хозяйствующим субъектам, их должностные лица, физические лица, не относящиеся к хозяйствующим субъектам, обязаны представлять в антимонопольный орган по его запросу и в установленный им срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной формах, в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, включая конфиденциальную информацию о депонентах и сведения из реестра владельцев ценных бумаг.
Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями законодательства.
Запрос первичных статистических данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной статистике.
3 ЗАДАЧА № 1
В облисполком были представлены документы на регистрацию товарной биржи в форме общества с ограниченной ответственностью. Учредителями биржи выступали: четыре предприятия Республики Беларусь; Белорусский государственный производственно-торговый концерн; финская фирма и пять субъектов хозяйствования Российской Федерации. Исполком отказал в регистрации биржи, сославшись на то, что учредителями бирж не могут быть органы управления (концерн) и иностранные инвесторы. Кроме того, исполком указал в решении, что считает целесообразным создание биржи в форме акционерного общества.
Соответствует ли решение исполкома действующему законодательству?
Ответ:
Согласно ст. 5 Закона «О товарных биржах» товарная биржа может создаваться в любой организационно-правовой форме.
Учредителями товарной биржи могут быть юридические и (или) физические лица. Суммарная доля иностранных учредителей не должна превышать 25 процентов.
4 ЗАДАЧА № 2
На общем собрании членов жилищно-строительного кооператива был утвержден устав и избраны его руководящие органы. Действуя на основании этого устава, председатель жилищно-строительного кооператива обратился в банк с просьбой открыть жилищно-строительному кооперативу счет финансирования и выдать долгосрочный кредит на строительство жилого дома. Банк отказал в удовлетворении просьбы на том основании, что жилищно-строительный кооператив не является юридическим лицом.
• Является ли жилищно-строительный кооператив юридическим лицом?
• Вправе ли жилищно-строительный кооператив требовать открытия ему счета в банке и представления долгосрочного кредита.
Ответ:
В соответствии со ст. 44 Гражданского кодекса Республики Беларусь юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей (ассоциации и союзы), а также иные некоммерческие организации, если иное не установлено настоящим Кодексом, иными законами или актами Президента Республики Беларусь.
Согласно Жилищному кодексу Республики Беларусь жилищно-строительный кооператив – организация застройщиков, создаваемая для строительства многоквартирных жилых домов, приобретения недостроенных зданий и (или) зданий, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту, и завершения их строительства, реконструкции или капитального ремонта, а также для последующей эксплуатации многоквартирных жилых домов и управления ими.
Порядок создания и деятельности организации застройщиков определен в гл. 31 Жилищного кодекса.
1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 с изм. и доп., принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: от 07.12.1998 N 218-З: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
3. Жилищный кодекс Республики Беларусь: от 28 августа 2012 г. № 428-З: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
4. Закон Республики Беларусь «О товарных биржах» от 05.01.2009 № 10-З: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2017.
5. Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 12.12.2013 № 94-З: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
6. Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» от 9.12.1992, № 2020-ХII: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
7. Декрет Президента Республики Беларусь «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» от 16.01.2009 № 1: с изм. и доп.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Национальный Центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2019.
8. Беляцкий Н.П. Основы предпринимательской деятельности. Н.П. Беляцкий (и др.): - Минск: БГЭУ, 2012. – 290 с.
9. Герасимова О.О. Основы предпринимательской деятельности. О.О. Герасимова –Мн: РИПО, 2015 – 271 с.
10. Кацубо С.П. Хозяйственное право. С. П. Кацубо – Мн: Дикта, 2011 – 260 с.
11. Реуцкая Е.А. Хозяйственное право: курс интенсивной подготовки.Е.А. Реутская -Мн.: ТетраСистемс, 2014. - 416 с.
12. Чигир В.Ф. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики: в 3 кн./отв. ред. В.Ф. Чигир – Мн.: «Амалфея», 2005-2006.-3 кн.