1. Конституционно-правовые основы СНГ, Союза России и Беларуси
2. Стадии законодательного процесса
Список использованных источников
1. Охарактеризуйте конституционно-правовые основы СНГ, Союза России и Беларуси
Республика Беларусь является субъектом Содружества Независимых Государств (СНГ). Правовой базой для образования СНГ явилось Соглашение «О создании Содружества Независимых Государств», подписанное 8 декабря 1991 года руководителями Беларуси, России и Украины. 10 декабря 1991 года расторгли Договор 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик, это был факт констатации, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование.
Дальнейшее расширение СНГ произошло после принятия 21 декабря 1991 года Алма-Атинской Декларации. Официально в СНГ на 2019 год входят 9 государств и 2 находятся в статусе стран, не подписавших договор. Это ассоциированный член Туркменистан и Украина, которая не подписала договор. Скорее всего, Украина даже формально скоро откажется от участия в содружестве, как и Грузия в 2009 году.
Целью СНГ является развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств.
Советом глав государств 22 января 1993 года принят Устав Содружества Независимых Государств.
Республика Беларусь действует в рамках СНГ как равноправный его член Она сохраняет государственный суверенитет, территориальную целостность, независимость, свою Конституцию, национальные (государственные) символы.
2. Охарактеризуйте стадии законодательного процесса
Законодательный процесс – это порядок деятельности по созданию закона.
1-ая стадия: Планирование и прогнозирование развития законодательства.
Прогнозирование законодательства должно основываться на общей тенденции развития общества, т.е. экономической, социальной и политической сфер. Прогнозирование предполагает не только определение тех областей, где должны быть приняты акты, но и возможные последствия их действия.
2-ая стадия: Законодательная инициатива.
Согласно статье 99 Конституции РБ, право законодательной инициативы принадлежит:
− Президенту;
− Депутатам Палаты представителей;
− Совету Республики;
− Правительству;
− а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.
Право законодательной инициативы реализуется в Палате представителей Национального Собрания Республики Беларусь.
3-я стадия: Подготовка проекта закона.
Подготовка проекта включает в себя:
− рассмотрение законотворческого предложения и принятие решения по подготовке проекта;
− организационное и финансовое обеспечение его подготовки;
− сбор необходимых материалов и информации;
− разработку концепции проекта;
− составление текста проекта;
− согласование проекта с заинтересованными государственными органами;
− проведение юридической и иных необходимых экспертиз.