Введение
1. Разработать содержание опытов и экспериментов с предметами неживой природы для детей разных возрастных групп учреждения дошкольного образования
2. Разработать содержание опытов и экспериментов с растениями для детей разных возрастных групп учреждения дошкольного образования
3. Разработать содержание опытов и экспериментов с животными для детей разных возрастных групп учреждения дошкольного образования
4. Разработать содержание опытов и экспериментов, направленных на познание организма человека, для детей разных возрастных групп учреждения дошкольного образования
Список использованной литературы
Введение
Значение эксперимента
Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Требования к проведению эксперимента
Во-первых, прежде чем проводится эксперимент необходимо иметь в наличии четко сформулированные гипотезы о причинно-следственных связях, в которых данное теоретическое суждение может быть представлено в виде эмпирически проверяемых утверждений.
Во-вторых, необходим объект эксперимента, который допускает: а) возможность описания системы переменных, детерминирующих его поведение; б) возможность количественных и качественных измерений, воздействующих на него управляемых факторов и изменения его деятельности и поведения; в) контроль за воздействующими факторами и состоянием объекта.
Содержание и методика организации и проведение эксперимента
Для проведения эксперимента любого типа необходимо провести ряд предварительных действий: разработать гипотезу, подлежащую проверке, создать программу экспериментальных работ, определить способы и приемы вмешательства в объект исследования, обеспечить условия для осуществления процедуры экспериментальных работ, разработать пути и приемы фиксирования хода и результатов эксперимента, подготовить средства эксперимента (приборы, установки, модели и т. п.), обеспечить эксперимент необходимым обслуживающим персоналом [2; 5].
1. Разработать содержание опытов и экспериментов с предметами неживой природы для детей разных возрастных групп учреждения дошкольного образования
Младшая группа
Опыт № 1 «Почему вода прозрачная?»
Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком, камешки, пуговицы, ракушки, клеёнка, баночки.
Ход: Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода).
Игра №1 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в тазик с водой. Затем дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода прозрачная».
Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы «Где камушки? Почему их не видно?» (Потому что молоко белым цветом).
Игра №3 «Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) а почему в воде видны предметы?» (Она прозрачная).
Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.
Опыт № 2 «Как вода меняет цвет?»
Оборудование: Разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.
Ход:
Воспитатель: Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
- Открывай! – скомандовал Зайка.
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (а ты показывай пальчиком, где какая).
- Как красиво! – восхитилась мама.
Воспитатель: Ребята, давайте тоже приготовим разноцветный сок для куклы Тани.
Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода). Какой цвет имеет вода? (вода прозрачная). Можно окрасить воду при помощи краски?»
При помощи пипетки дети поочерёдно капают в баночки разведенную гуашь и наблюдают, как вода меняет окраску.
2. Разработать содержание опытов и экспериментов с растениями для детей разных возрастных групп учреждения дошкольного образования
Младшая группа
Опыт № 1: «Какие следы оставляют фрукты и овощи?»
Оборудование: Корзина с муляжами овощей и фруктов, кусочки овощей (свёкла, картофель, морковь) и фруктов (вишня, яблоко), зубочистки, листы белой бумаги, ткань.
Ход: Домовёнок Кузя приносит в группу корзину с овощами и фруктами. «Я собрал на огороде урожай. Скажите, ребята, что мне теперь с ним делать?» (кушать, готовить компоты, суп, варенье).
Воспитатель предлагает сварить для Кузи суп и варенье. Вопросы: «Что мы возьмём для супа? (свёклу, лук, картофель). Возьмите в руки кусочки свёклы. Какие они цветом? На ощупь? (твёрдые, красные). Что остаётся от них на руках? (руки становятся красные)».
Игровые действия: «Давайте проверим, что ещё может окрашивать свёкла. Приложите кусочек на лист бумаги. Что произошло? (остался след). Что будет на кусочке ткани? (остаётся пятнышко). Какой будет суп из свёклы? (красным) Свёкла может окрашивать предметы».
Аналогичные действия провести с луком и картофелем. Вопросы: «Остаются ли следы от моркови и картофеля? Почему? (они не могут окрашивать предметы)
Воспитатель предлагает сварить компот. «Из чего можно сварить компот? Давайте проверим, какие фрукты оставляют следы».
Игровые действия с кусочками яблока и вишни. Вопросы: «Что происходит, когда мы сжимаем яблоко в руке, прикасаемся к ткани, прикладываем яблоко к бумаге? (яблоко не оставляет следов, не окрашивает предметы). Оставляет ли следы вишня? (да). Какие? Где? (на руке, ткани, бумаге).
Дети угощают Кузю супом и компотом.
Вывод: Свёкла и вишня могут окрашивать предметы [5].
3. Разработать содержание опытов и экспериментов с животными для детей разных возрастных групп учреждения дошкольного образования
Младшая группа
Опыт №1: «Почему животным не нужна одежда?»
Материалы: Шерстяная перчатка и лед.
-На одну руку одели перчатку
-Взяли один кусочек льда в одну руку
-Второй кусочек льда в другую руку и держали 5 секунд
-Какая рука замерзает быстрее?
Быстрее замерзла рука без шерстяной перчатки.
Выводы.
Итак, теперь мы знаем:
Животным не нужна одежда, когда становится холодно, у них есть шерсть или перья, которые зимой становятся более плотными и теплыми. Перчатка, так же как и шерсть или перья, защищает от холода. Кожа рук, так же как и кожа животных, не обеспечивает защиту от холода.
Средняя группа
Опыт №2 «Зачем зайчику другая шубка»
Материалы: кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.
Ход эксперимента:
Дети представляют, что рука –это зайчик, и выбирают ему шубку (рукавичку) на лето и на зиму. Выходят на прогулку в этих «шубках» и сравнивают ощущения обеих рук. Взрослый выясняет, какую бы шубку дети хотели на зиму, какие шубки нужны зверям зимой (тёплые, плотные, с длинным мехом, пушистые).
4. Разработать содержание опытов и экспериментов, направленных на познание организма человека, для детей разных возрастных групп учреждения дошкольного образования
Младшая группа
Опыт №1: «Определение предметов и продуктов по запаху»
Выполнение эксперимента: Продукт или предмет можно узнать по запаху не видя его. В контейнерах с отверстиями положить разные образцы продуктов и предметов со специфическим запахом. Предложить детям по запаху определить, что конкретно прячется в данном контейнере.
Правила: не засовывать мелкие предметы в нос, беречься от простуд.
Какой орган чувств мы еще с вами не назвали? (орган вкуса - язык)
С помощью языка мы ощущаем вкус пищи. Какой бывает вкус? (горький, сладкий, кислый, соленый).
Опыт № 2: «Определи продукт и его вкус»
Выполнение эксперимента: Дети закрывают глаза, пробуют продукты, имеющие разный вкус. Как вы думаете, что это было? И какого вкуса?
Но вот мы оказались в последней лаборатории, здесь изучают орган чувств, который отвечает за осязание. Чем мы с вами ощущаем прикосновение? (кожей) А где самая чувствительная кожа? (на пальцах)
Стихотворение.
Что за чудо - чудеса!
Раз-рука и два - рука
Вот ладошка левая,
Вот ладошка правая,
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны, друзья!
Ребята, для чего нужны нам руки?
За осязание отвечает самый большой орган нашего организма – кожа. В коже находятся рецепторы, которые воспринимают давление, боль, тепло, холод. Что мы можем чувствовать кожей? (Холод, тепло, твердое, мягкое, гладкое, шершавое).
1. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / Е.В. Гончарова. - НГТУ, 2008. - 326с.
2. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 281 с.
3. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. -М., 1982.
4. Николаева С. И. О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей. – М., 1990.
5. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – 2-е изд. испр. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 184 с.
6. Прохорова, Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников / Л. Н. Прохорова. – М.: Просвещение, 2010. – 173 с.
7. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. – М.: Профиль, 2000. – 282 с.
8. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения дошкольников к природе. – М, 2008. – 49с. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой / С. А. Веретенникова. – М.: Педагогика, 1990. – 164 с.