Введение
1 Критический анализ нескольких вариантов интерпретации сущности ключевых понятий исследования (нейл-поинтов)
2 Результаты применения исторического метода познания к исследуемой области: исследование истории возникновения, становление понятия, связанных с ним теорий и концепций
3 Сущность, содержание исследуемой области, признаки классификации, подходы к интерпретации, показатели оценки
4 Правовая база исследуемой области в Республике Беларусь
5 Аналитическая часть
Заключение
Список использованных источников
Введение
Инновационные процессы являются основой экономического развития. Современные инновационные процессы достаточно сложны и требуют проведения анализа закономерностей их развития. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Инновационное развитие, трансфер технологий и коммерциализация инновационной деятельности организаций является одним из наиболее актуальных вопросов в современной экономике. Механизм, в результате которого изобретения и научные открытия становятся драйвером экономического роста, на первый взгляд является достаточно простым. Однако мы до сих пор не можем однозначно определить, как же конкретные достижения в науке транслируются в смежные отрасли промышленности, распространяясь, охватывая все больше и больше сфер человеческой жизни. Инновации, инновационные процессы, новшества являются двигателями современной экономики, порождают конкуренцию, спрос. Но что такое инновационный процесс и его диффузия? Как распространяются новшества, технологии, знания? Как происходит процесс коммерциализации? Этот вопрос является важным и актуальным для развития экономики любой страны, в том числе и Республики Беларусь.
1 Критический анализ нескольких вариантов интерпретации сущности ключевых понятий исследования (нейл-поинтов)
Инновации (позднелат. innovatio, англ. innovation – нововведение) представляют собой внедрение в производство или в сферу услуг новшества в форме объектов, технологий, продуктов, являющихся результатом научных исследований, изобретений и открытий и качественно отличающихся от своих аналогов (или не имеющих аналогов) [1, с. 8]. Базовой трактовкой инноваций и инновационной деятельности в международной практике является «Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям», в котором под инновационной деятельностью понимают «все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью» [23, с. 111]. Инновационное развитие является необходимым условием конкурентоспособности экономики страны, и этому уделяется большое внимание. Для компаний наиболее важной частью инновационной стратегии является коммерциализация инноваций. Коммерциализация инноваций – это привлечение инвесторов для финансирования деятельности по реализации этого новшества из расчета участия в будущей прибыли в случае успеха. В тоже время процесс выведения инновационного проекта на рынок является ключевым этапом инновационной деятельности после чего (выведения на рынок) происходит возмещение затрат разработчика (или владельца) инновационного продукта и получение им прибыли от своей деятельности [6, с. 28].
3 Сущность, содержание исследуемой области, признаки классификации, подходы к интерпретации, показатели оценки
Коммерциализации инноваций состоит в объединении разработчика идеи и заказчика. Процесс коммерциализации начинается со стадии выявления коммерческих перспектив и заканчивается только на стадии реализации и получении прибыли от нововведенного товара. Коммерциализация результата научно-технической деятельности заключается в переходе полученных результатов в товар или услугу, и их последующую реализацию в промышленных масштаба. Процесс выведения инновационного проекта на рынок содержит несколько этапов:
1. Если у предприятия есть несколько проектов, то для выхода на рынок необходимо отобрать проекты, которые обладают коммерческим потенциалом и высокой степенью готовности к освоению. Кроме того немаловажными оценками проектов являются: востребованность на рынке, потенциальный срок окупаемости, рентабельность, риски.
2. Формирование финансовых средств. Обычно у предприятия нет или недостаточно собственных средств. В таком случае необходимо привлечь инвесторов.
3. Закрепление прав на проект и распределение между участниками.
4. Внедрение новшества в производственный процесс или организация производства инновации с последующей ее доработкой, если потребуется [7, с. 63].
4 Правовая база исследуемой области в Республике Беларусь
Коммерциализация результатов научно-технической деятельности проводится в целях повышения конкурентоспособности отечественной экономики и эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности. В этой связи роль государства в сфере инноваций и их коммерциализации является высокой. В области коммерциализации инноваций был принят ряд нормативных правовых документов, которые определяют этот процесс в Республике Беларусь. Инновационное развитие национальной экономики определено Законом Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» от 10 июля 2012 г. № 425-З [10], Законом Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» [13], Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [16], Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы [15].
5 Аналитическая часть
Инновационное развитие является одной из главных задач, стоящих сегодня перед Республикой Беларусь. Формирование благоприятных экономических условий, повышение эффективности национальной экономики и конкурентоспособности отечественных товаров, создание благоприятной среды для осуществления инновационной деятельности – это те направления, развитию которых уделяется много внимания. Именно те страны, которые генерируют новые знания, имеют преимущество в коммерческом использовании этих идей, в экспорте высокотехнологической продукции, приносящей миллиардные прибыли. Более того, те, кто первым распространяет технологии, занимают лидирующие позиции в мире. И Республика Беларусь не является исключением. Задача повышения эффективности функционирования экономики страны тесно связана с ускоренным развитием инновационной сферы. Активизация инновационной деятельности способствует подъему и эффективному развитию экономики, ее технологической и социальной модернизации. Национальная инновационная система Республики Беларусь представляет собой совокупность законодательных, структурных и функциональных компонентов, обеспечивающих развитие инновационной деятельности в Республике Беларусь [19, с. 15].
Заключение
Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы. Коммерциализация инноваций в научной литературе рассматривается преимущественно на основе уяснения возможности и целесообразности самостоятельно предприятием, ведущим инновационную деятельность, получившим потенциально способный приносить эффект (экономический, социальный или иной) этой деятельности, самостоятельно производить продукцию (продуктовые инновации), использовать новые технологии (процессы), создавать новые рынки товаров и услуг (рыночные инновации), изменять состав и содержание процессов управления (управленческие инновации). Диффузия также рассматривается как процесс распространения инновации на рынке во времени среди членов целевой группы посредством коммуникаций. Этим термином, чаще всего, обозначают и процесс, и результат этого процесса (то есть наличествует т.н. «полисемия термина»). В исследовательской практике широкое распространение получили теории инновационного развития. Особенностью диффузионистского направления исследования инноваций является изучение механизма распространения из инновационных центров влияния образцов организации или системы ценностей; а также процессов, результатов, последствий такого проникновения в иную социальную, культурную и политическую среду.
1. Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Алексеев. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 247 с.
2. Вашко, И. М. Экономика инноваций : учеб. пособие / И. М. Вашко, А. Д. Луцевич, Г. З. Суша. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2015. – 339 с.
3. Глобальный инновационный индекс 2017 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2017/article_0006.html.
4. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / С. В. Мальцева [и др.] ; отв. ред. С. В. Мальцева. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 527 с.
5. Киселевич, А.И. Нормативные условия для развития инфраструктуры коммерциализации инноваций: европейский опыт и проблемы Беларуси / А.И. Киселевич // Цифровая трансформация. – 2018. – № 3. – С. 27-33.
6. Котов, А. И. Понятия и определения в сфере инновационной деятельности: курс на постоянное развитие и совершенствование / А. И. Котов // Инновации. – 2017. – № 3. – С. 27–33.
7. Кудашов, В. И. Экономика и управление инновациями : учеб. пособие / В. И. Кудашов. – Минск : ИВЦ Минфина, 2015. – 267 с.
8. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент : учебник / В.Г. Медынский. – М. : ИНФРА-М, 2017. – 295 с.
9. Мухопад, В. И. Коммерциализация интеллектуальной собственности / В. И. Мухопад. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 512 с.
10. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10.07.2012 г., № 425–З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
11. О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств: Указ Президента Республики Беларусь от 04.02.2013 № 59 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
12. О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы: Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 160-З // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
13. О приоритетных направлениях научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2016-2020 годы : Указ Президента Республики Беларусь от 22 апреля 2015 г. № 166 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
14. Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения вопросов, связанных с коммерциализацией результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств: Постановление ГКНТ Республики Беларусь от 24.07.2013 № 10 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
15. Об утверждении Программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 15.04.2015 г., № 166 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
16. Об утверждении Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 15.12.2016 г., № 466 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
17. Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://belstat.gov.by.
18. Сакович, В. А. Основы теории инноваций и инновационной экономики / В. А. Сакович // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2016. – № 2. – С. 32–37.
19. Старжинский, В. П. На пути к обществу инноваций : монография / В. П. Старжинский, В. В. Цепкало. – Минск : РИВШ, 2016. – 445 с.
20. Сурин, А.В. Инновационный менеджмент: учебник / А.В. Сурин, О.П. Молчанова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 368 с.
21. Тихомирова, О.Г. Диффузия инноваций, трансфер технологий и коммерциализация инноваций / О.Г. Тихомирова // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 1. – С. 127-132.
22. Тишков, С. В. Модели и оценка инновационного развития / С.В. Тишков // Наука и инновации. – 2017. – № 9. – С. 47–49.
23. Черноусова, Д.И. Развитие идей о роли инноваций в экономике / Д.И. Черноусова // Материалы Международной научно–практической конференции. – Стерлитамак: АМИ, 2017. – С. 111–118.
24. Шумилин, А. Г. Инновации – основной источник экономического роста / А. Г. Шумилин // Проблемы управления. – 2017. – № 1. – С. 80–85.
25. Экономика инноваций: учеб. для магистров / под ред. П.Я. Горфинкеля, Т.Г. Попадюк. – М.: Вузовский учеб., 2016. – 336 с.