Вопрос №1
Раскройте правовое положение апатридов и бипатридов в международном праве
Бипатриды – это лица с двойным или множественным гражданством. Термин "множественное гражданство" является более точным, однако поскольку на практике в основном распространено двойное гражданство, то значительно чаще используется термин "двойное гражданство". Возникновение данного явления может быть связано с коллизией законов, по-разному решающих вопросы гражданства (например, у родителей, имеющих гражданство страны с национальным законом, основанным на принципе крови, ребенок родился на территории другого государства, законодательство которого основано на принципе почвы). То же самое может иметь место при усыновлении, вступлении в брак и натурализации.
Двойное гражданство представляет собой усложненный правовой статус, поскольку одно лицо одновременно имеет и права, и обязанности по отношению к двум государствам (двойная дипломатическая и консульская защита, но и двойная воинская повинность). Статус бипатрида узаконен в международном праве, однако его наличие предполагает сочетание двух юридических компонентов – национального закона и международного договора.
Для определения личного закона бипатрида применяется, как правило, принцип эффективного гражданства, – критерий наиболее тесной правовой связи лица с каким- либо из государств, гражданством которых оно обладает (в основном это государство места постоянного или обычного проживания). В Статуте Международного Суда ООН (ст. 3) предусмотрено, что лицо, которое может рассматриваться как гражданин более чем одного государства, считается гражданином того государства, в котором оно обычно пользуется гражданскими и политическими правами.
На практике применяется правило, вытекающее из государственного суверенитета: государство, гражданин которого имеет также гражданство другого государства, рассматривает такое лицо как своего гражданина, игнорируя при этом статус лица как бипатрида. Такой практики придерживается большинство государств мира.
В Европейскую конвенцию о гражданстве 1997 г. включена глава о множественном гражданстве, положения которой узаконивают подобный статус индивидов (в частности, бипатриды по рождению). Граждане государства-участника, имеющие одновременно гражданство другого государства, пользуются на территории государства места своего проживания теми же правами и обязанностями, что и другие граждане этого государства.
Бипатриды проходят военную службу в том государстве, на территории которого они постоянно проживают в момент призыва. Лица, уже прошедшие обязательную военную службу в одном государстве, должны освобождаться от призыва в другом государстве. Это положение закреплено в Европейской конвенции о гражданстве 1997 г., однако к соответствующим статьям государства-участники вправе делать оговорки. Дипломатическая защита бипатридов осуществляется органами государства места жительства.
В принципе, право и обязанность дипломатической защиты бипатридов имеют все государства, в гражданстве которых состоит данное лицо. В связи с этим могут возникнуть определенные сложности. Например, на территории государства, гражданство которого имеет бипатрид, другое государство, в чьем гражданстве также состоит это лицо, пытается оказать ему дипломатическую защиту. В данной ситуации такая защита будет отклонена на том основании, что соответствующее лицо является гражданином государства, против которого оказывается защита. Конкуренция дипломатической защиты может иметь место и на территории третьего государства. В этом случае, как правило, учитывается принцип эффективного гражданства.
Вопрос №2
Проанализируйте виды и формы международно-правовой ответственности
Действующее международное право предусматривает три основных вида ответственности: политическую, материальную и уголовную. Реализация того или иного вида ответственности зависит от степени тяжести и характера международного деликта, в первую очередь - от характера международного обязательства, нарушенного соответствующим государством.
Политическая ответственность наступает в тех случаях, когда в результате нарушения потерпевшему государству нанесен моральный (политический) ущерб, пострадали его авторитет, репутация или другие интересы нематериального характера, в том числе права, вытекающие из государственного суверенитета: право на независимость, равноправие, территориальную целостность, невмешательство во внутренние дела и другие. Принято считать, что любое нарушение международного обязательства в той или иной степени влечет за собой политическую ответственность, так как при этом нарушается императивный принцип международного права - принцип добросовестного исполнения международных обязательств. Даже если в результате нарушения нет очевидного пострадавшего государства (государств), страдает международный правопорядок, то есть интересы всех субъектов международного права. Поэтому политическая ответственность часто наступает параллельно с другими видами ответственности. Например, в случае нанесения материального ущерба государство-нарушитель должно не только возместить этот ущерб, но и принести извинения пострадавшему государству. Как показывает практика, в случае совершения международных преступлений политическая ответственность к государству применяется наряду с привлечением физических лиц к международной уголовной ответственности. Для наступления политической ответственности не требуется каких-либо видимых вредных последствий: она наступает в силу самого факта нарушения соответствующего международного обязательства.
Формами реализации политической ответственности являются сатисфакции, репрессалии и коллективные санкции, применяемые в соответствии с решением международной организации.
Сатисфакция (дословно - удовлетворение) - форма ликвидации причиненного морально-политического ущерба путем активных действий самого государства-нарушителя. Сатисфакция - самая древняя форма международной ответственности, применяемая в качестве самостоятельной меры за незначительные международные правонарушения (деликты). Разновидностями сатисфакции являются официальные извинения, выражение сожаления, заверение в недопущении подобных действий в будущем, наказание виновных должностных лиц. В прошлом нередко применялась такая разновидность сатисфакции, как оказание почестей пострадавшему государству (исполнение его гимна, склонение своего знамени перед его знаменем). Например, в 1989 году МИД СССР выразил правительству Афганистана сожаление в связи с тем, что в результате бомбардировок при выходе из осажденного Кабула погибли мирные жители. Как правило, сатисфакция осуществляется уполномоченным государственным органом (должностным лицом) публично или по официальным дипломатическим каналам. Обычно используются несколько разновидностей сатисфакции: государство-нарушитель одновременно выражает сожаление по поводу случившегося и обещает принять меры к виновным лицам. Как показывает практика, дружественные государства могут прибегать к сатисфакции и в случаях, когда факт нарушения неочевиден или носит спорный характер. Так, в 2004 году глава правительства Италии официально извинился перед Германией за итальянского министра туризма, который публично нелестно высказался о немецких туристах.
Сатисфакция призвана нормализовать отношения между государствами, поэтому в практике международных отношений этой форме политической ответственности уделяют достаточно большое внимание. В некоторых случаях сатисфакция реализуется спустя десятилетия после международного правонарушения и является предпосылкой заключения мирного договора и установления дипломатических отношений. Нередко факт сатисфакции и удовлетворения пострадавшего государства фиксируются в совместном акте заинтересованных государств (заявлении, коммюнике и др.)
Задача
В начале 1980г. США сконцентрировали крупную военно-морскую эскадру, состоявшую из 30 кораблей, у берегов Персидского залива с целью оказать давление на Иран, где в качестве заложников были задержаны 52 американских дипломата. Кроме этого, США угрожали подвергнуть Иран минной блокаде, осуществить бомбардировку его территории, объявить военно-морскую блокаду, высадить десант.
Квалифицируйте действия США. Являются ли они нарушением современного международного права и режима применения международно-правовых санкций?
Каждое государство имеет право охранять свои интересы всеми допустимыми правом средствами, в том числе мерами принудительного характера. Одной из форм принуждения в МП являются международно-правовые санкции.
Исторически санкции в МП первоначально применялись в порядке самопомощи. По мере усложнения системы международных отношений появилась потребность в более тесной интеграции государств. Создается система международных организаций, имеющих функциональную правосубъектность, поэтому их право на принуждение носит вторичный и специальный характер. Будучи элементом правосубъектности международной организации, право на принуждение означает возможность применять принудительные меры только в тех сферах межгосударственных отношений, которые относятся к компетенции организации и лишь в определенных уставом пределах.
Санкции не могут иметь превентивного действия; их цель — защита и восстановление уже нарушенных прав субъектов МП. Никакие ссылки на национальные интересы государства в качестве оправдания применения санкций не допускаются.
Нужно отметить, что характер международно-правовых санкций могут носить лишь меры, применяемые только в ответ на правонарушения. Ответные меры, являющиеся реакцией субъекта на недружественный акт, пусть даже и совпадающие, но форме с санкциями, санкциями не являются.