1. Специальные миссии. Дипломатический протокол
2. Государственная граница Республики Беларусь. Режимы государственной границы. Международные реки
3. Практические ситуации
Список использованных источников
1. Специальные миссии. Дипломатический протокол
Специальная миссия – разновидность временных зарубежных органов внешних сношений, которые направляются в другое государство для выполнения конкретных заданий, определенных в соглашении между этими государствами. Ранее эта форма внешних сношений называлась дипломатией (миссией) ad hoc – временно создаваемые в каждом конкретном случае и по определенному поводу дипломатические органы за рубежом. Дипломатия в современном понимании развилась именно из дипломатии ad hoc.
Вестфальский мир 1648 г. привел к становлению системы международных отношений, которая базировалась уже на довольно стойких международно-правовых связях государств. При этом вся дипломатическая деятельность реализовывалась посредством временных специальных посольств, которые направлялись в другие государства, как правило, непосредственно для выполнения конкретных задач и не имели целью поддержание постоянных дипломатических отношений между государствами.
Деятельность специальных миссий регламентируется Конвенцией о специальных миссиях 1969 г. (вступила в силу в 1985 г.).
Специальные миссии отвечают трем основным критериям: 1) имеют представительский характер; 2) временный характер; 3) конкретно-целевой характер.
Деятельность специальных миссий всегда определяется сроком, необходимым для выполнения миссии. При этом встречаются случаи, когда миссии действуют на протяжении нескольких лет.
Функции миссии регулируются соглашением между посылающим и принимающим государствами. Наличие дипломатических или консульских отношений не является необходимым для направления или принятия миссии.
Количественный состав миссии определяется посылающим государством по согласованию с принимающим. В свою очередь, принимающее государство вправе отказать в принятии ненадлежащего с его точки зрения количества представителей миссии или же относительно какого-либо конкретного лица из состава миссии. Миссия может состоять из одного человека или нескольких десятков. В составе миссии может быть дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.
Глава специальной миссии и члены дипломатического персонала должны быть гражданами направляющего государства.
В случае, если специальная миссия возглавляется главой государства, главой правительства, министром иностранных дел или другим лицом высокого ранга, или если такие лица принимают участие в специальной миссии, они пользуются привилегиями и иммунитетами, которые признаются за ними международным правом.
2. Государственная граница Республики Беларусь. Режимы государственной границы. Международные реки
Государственная граница является неотъемлемым атрибутом государственности республики, ее независимости и суверенности. Понятие «государственная граница» неоднозначное и включает в себя три критерия: фактический, юридический и технический.
Фактически – Государственная граница есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющее пределы территории Республики Беларусь – суши, вод, недр и воздушного пространства.
Юридическая граница Республики Беларусь закрепляется международными договорами и иными законодательными актами. Участки Государственной границы с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.
С технической точки зрения Государственная граница должна быть обозначена соответствующей линией на местности. Технический критерий предусматривает также определенное обустройство границы, организацию ее охраны.
В правовом отношении режим Государственной границы обеспечивается Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Государственной границе», указами Президента Республики Беларусь, нормативными актам, регламентирующими деятельность различных государственных органов, связанных с охраной границы. К таким органам относятся: Государственный комитет пограничных войск, Министерство иностранных дел, министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, Таможенный комитет, республиканские органы государственного управления, осуществляющие в пределах своей компетенции на Государственной границе санитарно-карантинный, ветеринарный, фито-санитарный, экологический и иные виды контроля и др.
Режим охраны границы состоит из следующих элементов:
• режим границы;
• пограничный режим;
• режим в пунктах пропуска;
Можно также выделить режим особых полномочий пограничных войск и войск ПВО.
Режим Государственной границы включает правила:
• содержания Государственной границы;
• пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
• перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных (далее товары);
- плавания и пребывания невоенных и военных плавсредств в части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, принадлежащих Республике Беларусь, захода иностранных плавсредств в порты Республики Беларусь и пребывания в них;
- ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Республики Беларусь хозяйственной и иной деятельности;
- разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы.
3. Практические ситуации
1. Постоянный представитель Монголии в ООН был в 1999г. временно лишен права голоса в этой международной организации из-за неуплаты Улан-Батором членских взносов. Долг Монголии ООН составлял почти 311 тыс.дол.
2. Молдавия лишена права голоса в ООН за неуплату членских взносов за несколько лет. Как признал на пресс-конференции премьер-министр Молдавии Ион Стурза, сумма взноса за 1998г. составляет более 200 тыс.долл., в общий объем задолженности Республики перед ООН превысил 3 млн.долл. Он выразил сожаление по поводу лишения Республики права голоса в этой авторитетной международной организации и предположил, что скорее всего во второй половине года Молдавия начнет погашение долга перед ООН. По заявлению премьера, Молдавия имеет большую задолженность по уплате членских взносов и перед другими международными организациями, в частности, перед Парламентской ассамблеей Совета Европы.
Вопросы:
1. Какими критериями обусловлена возможность участия в деятельности ООН государств в качестве ее членов?
2. Каким из органов ООН могут приниматься решения о приеме государства в состав членов этой организации и с соблюдением каких процедурных правил?
3. Чем может быть обусловлено приостановление членства конкретного государства в ООН и исключение его из состава членов этой организации?
Ответ:
1. Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, «прием в члены Организации открыт для всех миролюбивых государств, которые примут на себя содержащиеся в Уставе Организации Объединенных Наций обязательства и которые, по суждению Организации, могут и желают эти обязательства выполнять». Прием государств в члены Организации Объединенных Наций производится решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.
Признание нового государства или правительства – это акт, который могут совершить или отказаться совершить только другие государства и правительства. Как правило, этот акт означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединенных Наций не является ни государством, ни правительством и поэтому не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство. Будучи организацией, объединяющей независимые государства, она может принимать в свои члены новые государства или принимать полномочия представителей нового правительства.
1. Буроменский М.В., Кудас И.Б., Маевская А.А., Семенов Б.С., Стешенко BC Международное право: Учеб. пособие / Н.В. Буроменский (общ. Ред.). - М .: Интер, 2005. - 336 с.
2. Буткевич В.Г., Мицик В.В., Задорожний А.В. Международное право. Основы теории: Учебник для студ. высш. учеб. заведений по спец. "Международное право", "Международные отношения" / В.Г. Буткевич (ред.). - М .: Просвещение, 2002. - 608 с.
3. Георгица А.З., Чикурлий С.А. Международное публичное право: Учеб, пособие. / Черновицкий национальный ун-т им. Юрия Федьковича. - Черновцы: Рута, 2002. - 175 с.
4. Дмитриев А.И., Муравьев В.И. Международное публичное право: Учеб. пособие. / Киевский ун-т права; Институт международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко / Ю.С. Шемшученко (отв. Ред.), Л.В. Губерский (отв. Ред.). -Стереотип, Изд. - М .: Интер, 2001. - 638 с.