1. Лишение специального права: сущность, виды, сроки
2. Основание для исполнения административного взыскания. Отсрочка, рассрочка исполнения
Задача 1
Задача 2
Список использованных источников
1. Лишение специального права: сущность, виды, сроки
Данный вид административного взыскания предусмотрен ст. 6.8 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь (далее – КоАП) и может применяться как основное, так и в качестве дополнительно взыскания (совместно с другим основным взысканием) [2, ст.6.3].
Применяется оно за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных КоАП.
Законодательство устанавливает два вида таких запретов:
- лишение права управления транспортными средствами;
- лишение права охоты.
Применение лишения специального права управления транспортными средствами влечет за собой запрет заниматься определенной деятельностью, например для водителя-профессионала – запрет на установленное время работать по специальности, а для водителя-любителя – запрет управлять принадлежащим ему или другим лицам транспортным средством. Лишение права охоты означает запрет заниматься охотой [1, с.113].
Административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством устанавливается КоАП за нарушение правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, совершенные в течение года после наложения административного взыскания (ч.6 ст.15.37), управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения (ст. 18.16), стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы (ст.17.2) и некоторые другие [2].
Срок лишения специального права составляет от 3 месяцев до 3 лет [2, ст.6.8].
2. Основание для исполнения административного взыскания. Отсрочка, рассрочка исполнения
Исполнение постановления по делу об административном правонарушении является завершающей стадией производства.
Общие положения о порядке исполнения административных взысканий предусмотрены главой 14 ПИКоАП, а нормы относительно порядка исполнения отельных видов административных взысканий содержатся в гл. 15-22 ПИКоАП, а также иных правовых актах.
Согласно ст. 14.1 ПИКоАП законодательство об исполнении административных взысканий состоит из ПИКоАП Республики Беларусь и иных актов законодательства, определяющих порядок и условия исполнения административных взысканий [5, ст.14.1].
Исполнение административного взыскания на территории Республики Беларусь осуществляется в соответствии с ПИКоАП Республики Беларусь и иными актами законодательства. Порядок и условия исполнения административного взыскания определяются законодательством, действующим во время его применения [5, ст.14.3].
Основанием для исполнения административного взыскания является вступившее в законную силу постановление суда, органа, ведущего административный процесс, уполномоченных ПИКоАП налагать административное взыскание [5, ст.14.4].
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, за исключением постановления о наложении административного взыскания в виде административного ареста, которое вступает в силу немедленно;
2) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, когда решением отменяется вынесенное постановление [3, с.301].
Задача 1
Гражданин Ц.. причинил телесные повреждения О., за что органом внутренних дел был привлечен по ст. 9.1 к административной ответственности.
Аргументируйте решение.
РЕШЕНИЕ
Согласно ст.9.1 КоАП умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест [2, ст.9.1].
Согласно ст.4.5 КоАП Деяния, содержащие признаки административных правонарушений:
- умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 9.1) влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности [2, ст.4.5].
В соответствии с п.1 ч.1 ст.3.30 ПИКоАП протокол об административном правонарушении по ст.9.1 вправе составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел [5, ст.3.30].
Вместе с тем согласно ч.1 ст.3.2 ПИКоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе ст.9.1 КоАП, рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда [5, ст.3.2]. Проанализировав главу 3 ПИКоАП можно сделать вывод о том, что по данной статье рассмотрение дел является исключительной компетенцией суда.
Задача 2
Райисполком образовал административную комиссию в составе председателя и пяти членов, а также разрешил председателю комиссии во время выездных заседаний привлекать к ее работе депутатов райсовета на правах членов комиссии. Контроль за работой комиссии был возложен на старшего юрисконсульта исполкома.
Правомерно ли решение исполкома? Проанализируйте каждую часть его решения.
РЕШЕНИЕ
1. Согласно п.8 Примерного положения об административной комиссии, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 сент. 2001 г. № 1396 (далее – Положение) в состав административной комиссии входят: председатель комиссии, его заместитель, ответственный секретарь и иные члены комиссии [6, п.8].
Административная комиссия при районном, городском исполнительном комитете и местной администрации образуется из 9 - 11 человек, при поселковом и сельском исполнительном комитете - из 5 - 7 человек [6, п.8].
Таким образом, в количественном составе административной комиссии уже были допущены нарушения, так как в соответствии с Положением при районном исполнительном комитете образуется административная комиссия, включающая 9-11 человек, а не 6, как в задачи. Также в условии задачи не указано о том, что в административной комиссии были избраны заместитель председателя комиссии и ответственный секретарь.
2. Согласно п.4 Положения Административная комиссия вправе привлекать в случае необходимости специалистов и экспертов для дачи заключений по вопросам, имеющим значение для рассмотрения дел об административных правонарушениях [6, п.4].
1. Бахрах, Д.Н. Административное право : учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2016. – 816 с.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.; одобрен Советом Республики 2 апр. 2003 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июля 2019 г. № 171-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
3. Крамник, А. Н. Административное право. Часть 2: Административно-деликтное право. / А. Н. Крамник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд. центр БГУ, 2009. – 379 с.
4. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, от 4 янв. 2010 г. №108-З [Электронный ресурс]: принят Палатой представителей 11 дек. 2009 года; одобрен Советом Республики 17 дек. 2009 года: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30 декабря 2018 г. № 159-З// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2019.
5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] от 20 декабря 2006 г. № 194-З: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.; одобрен Советом Республики 1 дек. 2006 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июля 2019 г. № 171-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. — Минск, 2019.
6. Примерное положение об административной комиссии : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 21 сент. 2001 г., № 1396 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. – № 92. – 5/8548.